Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ВРЁТ?

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ВРЁТ?

Детская ложь приводит в недоумение многих родителей. Почему ребенок говорит неправду, хотя знает, что врать – нехорошо? Ответов на этот вопрос может быть множество. Психологи отмечают, что в 9 случаях из 10 ребенок обманывает, потому что боится быть наказанным. Но спровоцировать такой страх могут не только прямые угрозы взрослого, но и просто строгий стиль воспитания со стремлением контролировать каждое действие ребенка. Чтобы снизить вероятность лжи в будущем, Старая школа рекомендует придерживаться нескольких простых правил:

  1. Не наказывайте за мелочи. Используйте наказания только в крайних случаях, когда поступок действительно плохой.
  2. Не реагируйте слишком эмоционально на ошибки ребенка. Помните: помарка в тетради или плохая подготовка к экзаменам – не повод для ругани.
  3. Не откладывайте наказание. Если ребенок провинился, и Вы считаете нужным его наказать, говорите об этом сразу после проступка.
  4. Не врите в присутствии детей. Хотите, чтобы ребенок был честен с Вами? Показывайте на собственном примере, что нужно говорить правду всегда. Не бывает «особых случаев» или «особых причин» для лжи.
  5. Выясняйте мотивы лжи. Понимая, почему ребенок соврал, Вы сможете предупредить ложь в будущем.
  6. Оценивайте поступок, а не ребенка. «Врать – плохо», вместо «ты обманщик, врун».
  7. Говорите о своих чувствах. Когда ложь вскрылась, расскажите ребенку, что чувствуете обиду, непонимание. Сообщите о своем желании изменить все так, чтобы врать больше не пришлось.

Какой бы ни была причина лжи, не выясняйте правду путем скандала и ругани. Такое поведение сделает ребенка еще более замкнутым и склонным к вранью. Помните, что ложь – адаптивный механизм психики.

Сталкивались ли Вы с ложью детей? Как реагировали на нее? Выясняли ли причины?

01:20
RSS
Суслов Максим Федорович
09:44
Часто ложь ребенка — это вовсе не ложь, а по сути, просто «придумки». Дети мыслят совсем не так, как взрослые. До 8 лет фактически нет разделениея на абстрактное и конкретное мышление, поэтому многие события в жизни ребенка и представляются и оцениваются им самим совсем не так, как оцениваем это мы. В раннем детском возрасте нет понимания того, что есть хорошо, а что — плохо, только наши действия делают в сознании ребенка что-то плохим или хорошим, (если, конечно, не использовать жесткую систему тренинга ребенка, как собаки — с выработкой простых условных рефлексов. Но о такой патологии воспитания мы здесь говорить на будем). И уж тем более ребенок не может мыслить абстрактными категориями морали, нравственности, добра и зла. Дети и причиненную боль-то воспринимают не как наказание за поступки, а как именно боль, и боятся они боли от конкретного человека, а не вообще, потому «нельзя что-то делать».
Суслов Максим Федорович
10:26
… продолжение предыдущего комментари¤.
И посему нужно четко представ¤ть, что в детском возрасте далеко не любая ложь — ложь во спасение. Часто, дети, просто-напросто, выдают желаемое за действительное, просто у них, как у любого здравомыслящего индивидуума, всегда есть «своя логика», которая не всегда соответствует и нашей, и нашим ожиданиям об устройстве логики наших детей. Но даже если и действительно возникает «ложь во спасение», необходимо не расценивать эту ложь, просто как факт, за который следует наказывать, а задать себе вопрос: а это ложь во спасение чего? Ради чего ребенок все это изобретает? И действовать нужно, исходя из этого самого «чего», а не из факта обнаружения 'неправды". Нужно иметь в виду, что поступок и поведение — это совершенно разные понятия. — сентенции типа «ложь — это плохо» абсолютно бессмысленны с воспитательной точки зрени¤, поскольку дети не понимают ни что такое «ложь», ни что такое «плохо». Не надо вообще выяснять, солгал ребенок или не солгал, — ничего кроме стресса и испуга у ребенка это не вызовет, причем будет бояться он, в первую очередь, вас, а во вторую очередь — своих поступков в целом. Наказывая за ложь, мы растим не честных детей, а неувернных в жизни, инфантильных взрослых. Мелкие «пригрешения“ в плане лжи не только можно, но и совершенно необходимо просто не замечать, и не надо думать, что малая ложь порождает большую. — ерунда это все!
Что же делать, если ребенок все время „врет“? На самом деле много чего нужно делать. В первую очередь показать, что наказывать его все равно никто не собирается, а хотят лишь разобраться, что именно произошло. Покажите, что вроде бы даже верите ему, что хотите разобраться просто в том, что же произошло, если есть какие-то значимые последствия ситуации, в которую попал ребенок. Другой вариант — перевести эту его “ложь“ в шутку, в легкое добродушное подтрунивание, и постараться посмеяться над историей вместе. Или вообще развить эту историю, пририсовав еще кучу дополнительных деталей, „помочь“ вашему ребенку «наворотить еще с три короба», чтобы потом ему самому стало смешно. Оберните его страх и неуверенность в положительные эмоции — любые методы для этого хороши. Постепенно страхи уходдят, дети их перерастают, со временем, видя ваше чуткое и доброе отношение, ребенок перестанет пытаться защищаться, а будет видеть в семье защиту. Тогда и ложь уйдет сама по себе. За ненадобностью.
Загрузка...