ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ УСТРАНИТЬ СЕГРЕГАЦИЮ ЧЕРЕЗ ЕГЭ

Министр просвещения Ольга Васильева в интервью «Российской газете» отметила, что в настоящий момент профессионализм учителей в части подготовки к ГИА необходимо проверять и наращивать. Тем самым она признала тот факт, что далеко не во всех школах сегодня могут обеспечить качественную подготовку старшеклассников к ЕГЭ и ОГЭ.
Вместе с тем министр так и не объяснила, как именно государство намерено обеспечить всем школьникам подготовку к выпускным экзаменам на должном уровне. Эксперты Центра Ломоносова считают, что эффективным способом повышения качества подготовки является дистанционное образование.
Константин Гусов, исполнительный директор
У нас огромная страна с огромным же расслоением по уровню материальной обеспеченности населения и по качеству образования. В этих условиях эффективным решением целого ряда проблем, особенно в части подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, может стать дистанционное образование. Преподаватели могут из любых организаций: успешных школ, крупных образовательных центров. Это могут быть и наиболее успешные репетиторы. Критически важно здесь то, что государство должно отбирать и допускать к образовательному процессу преподавателей, имеющих наилучшие компетенции.
Задача состоит в том, чтобы разработать специальные программы обучения. Лучшие из них государство будет транслировать как видеоуроки в школы, подключенные к системе дистанционной подготовки к ГИА. Но это только малая часть, ведь качество подготовки гораздо выше, когда между детьми и преподавателем есть живое общение, пусть и в онлайн-режиме. Учитель должен оценивать, как ученики воспринимают ту или иную информацию, и направлять их, если нужно.
Сейчас лучшие школы или образовательные центры готовят к ГИА несколько сотен учеников, и – реже – несколько тысяч, как, например, в нашем Центре Ломоносова. А с внедрением дистанционных технологий и созданием удобной для пользователей платформы можно учить десятки и сотни тысяч детей ежегодно.
Такие попытки предпринимаются государством, но пока малоуспешно. Примером такой попытки может служить проект «Российская электронная школа». В него вложено немало усилий, но он так и не стал полноценной образовательной средой для дистанционного обучения. Вместо разрозненных отдельных проектов, создаваемых «по случаю», государству стоило бы системно вложиться в создание экосистемы дистанционного образования, основанной на двух главных компонентах. Первый компонент организационный – это единые требования к аттестации и отбору лучших педагогов и практик. Второй компонент технический – это сервисы вещания и сопровождения учеников. Только объединив их, можно добиться сколько-нибудь удовлетворительного результата.
Внедрение экосистемы дистанционного образования сильно облегчит жизнь удалённым и сельским школам, станет большим шагом по выравниванию сложившейся образовательной сегрегации учеников по географическому принципу.
А такая сегрегация сегодня расцвела пышным цветом! Ее легко увидеть по невысоким средним баллам ЕГЭ по стране, особенно если убрать из статистики показатели Москвы и других городов-миллионников. Мы знаем, что в крупных городах, в школах с хорошим финансированием или богатыми спонсорами все эти проблемы легко решаются. В них сконцентрированы ведущие педагоги, эксперты по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Либо в них организованы специальные дополнительные курсы, куда приглашаются высококлассные специалисты. А у сельских и периферийных школ, как правило, таких возможностей нет. И здесь помощь государства и крупных организаций дополнительного образования будет очень кстати.