СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Аннотация к рабочей программе элективного курса
«Стилистика и культура речи».
Элективный курс «Стилистика и культура речи» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного плана. Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по предмету «Русский язык».
Дисциплина «Стилистика и культура речи» является основой для грамотно оформленных, логически построенных устных ответов и письменных работ по всем изучаемым курсам учебного плана. Данная дисциплина является основой для формирования общекультурных компетенций.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 № 413
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
- Учебный план ОАНО «Старая Школа» на 2019-2020 учебный год.
Программа элективного курса для 10-11 классов рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в 10 классе, 33 часа +1 резерв (1час в неделю) в 11 классе, всего на ступень – 67 часов (+1 резерв).
Рабочая программа элективного курса «Стилистика и культура речи» для 10- 11 классов рассмотрена на заседании МО учителей русского языка и литературы 29 августа 2019 года, согласована 29 августа 2019 года и утверждена 30 августа 2019 года.
Цель реализации элективного курса: формирование активной языковой личности, владеющей навыками нормативного и стилистически целесообразного использования языковых средств, навыками творческого использования всех богатств русского языка для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
Задачи:
- познакомить с видами, средствами, формами и методами вербальной коммуникации; с русскими языковыми и речевыми нормами, этическими нормами, необходимыми для осуществления межличностной коммуникации;
- через знакомство с тексами разных стилей, изучение особенностей функциональных стилей русского языка научить использованию полученных лингвистических знаний в межличностной и профессиональной коммуникации и логически выстраивать устную и письменную речь;
- сформировать навык использования полученных знаний в области стилистики (знание стилистических средств русского языка, лингвистических особенностей функциональных стилей и др.) с целью успешного решения задач взаимодействия.
Используемые технологии.
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии: деятельностный подход, личностно ориентированное обучение, компетентностный подход.
Используемые учебники и пособия.
1.Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. – М.; ООО Издательство «АСТ-ЛДТ», 2018
2.Н. А. Сенина , Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя видел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-й класс- Ростов н/Д. ООО «Легион», 2018.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Выпускник научится выполнять:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления,
- уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, краеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнение практических заданий из КИМов;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста;
Выпускник получит возможность научиться:
- пересказу текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; определение проблемы текста; аргументация своей точки зрения; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;
- созданию текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- созданию устных высказываний различных типов и жанров в учебно- научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- созданию письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составлению орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работе с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Методы и формы контроля
Для оценки процесса усвоения материала дисциплины реализуется текущий контроль успеваемости, который проводится в виде проверки созданных текстов разных функционально-смысловых типов, оценки домашних заданий, тестирования, устного опроса.
Промежуточной формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине являются комплексный анализ текста, который проводится в письменной форме.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПОДРОБНЕЕ
.