Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация к рабочей программе элективного курса
«Стилистика и культура речи».

Элективный курс «Стилистика и культура речи» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного плана. Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по предмету «Русский язык».
Дисциплина «Стилистика и культура речи» является основой для грамотно оформленных, логически построенных устных ответов и письменных работ по всем изучаемым курсам учебного плана. Данная дисциплина является основой для формирования общекультурных компетенций.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 № 413
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
  • Учебный план ОАНО «Старая Школа» на 2019-2020 учебный год.

Программа элективного курса для 10-11 классов рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в 10 классе, 33 часа +1 резерв (1час в неделю) в 11 классе, всего на ступень – 67 часов (+1 резерв).
Рабочая программа элективного курса «Стилистика и культура речи» для 10- 11 классов рассмотрена на заседании МО учителей русского языка и литературы 29 августа 2019 года, согласована 29 августа 2019 года и утверждена 30 августа 2019 года.

Цель реализации элективного курса: формирование активной языковой личности, владеющей навыками нормативного и стилистически целесообразного использования языковых средств, навыками творческого использования всех богатств русского языка для  решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

Задачи:

  1. познакомить с видами, средствами, формами и методами вербальной коммуникации; с русскими языковыми и речевыми нормами, этическими нормами, необходимыми для осуществления межличностной коммуникации;
  2. через знакомство с тексами разных стилей, изучение особенностей функциональных стилей русского языка научить использованию полученных лингвистических знаний в межличностной и профессиональной коммуникации и логически выстраивать устную и письменную речь;
  3. сформировать навык использования полученных знаний в области стилистики (знание стилистических средств русского языка, лингвистических особенностей функциональных стилей и др.) с целью успешного решения задач взаимодействия.

Используемые технологии.

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии: деятельностный подход, личностно ориентированное обучение, компетентностный подход.

Используемые учебники и пособия.

1.Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. – М.; ООО Издательство «АСТ-ЛДТ», 2018
2.Н. А. Сенина , Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя видел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-й  класс- Ростов н/Д. ООО «Легион», 2018.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Выпускник научится выполнять:

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления,
  • уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • взаиморецензирование;
  • анализ языковых единиц с точки зрения  правильности, точности и уместности их употребления;
  • разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, краеведческий);
  • лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • выполнение практических заданий из КИМов;
  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
  • информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста;

Выпускник получит возможность научиться:

  • пересказу текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; определение проблемы текста; аргументация своей точки зрения; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;
  • созданию текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
  • созданию устных высказываний различных типов и жанров в учебно- научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  • созданию письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  • составлению орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
  • работе с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Методы и формы контроля

Для оценки процесса усвоения материала дисциплины реализуется текущий контроль успеваемости, который проводится в виде проверки созданных текстов разных функционально-смысловых типов, оценки домашних заданий, тестирования, устного опроса.
Промежуточной формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине являются комплексный анализ текста, который проводится в письменной форме.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПОДРОБНЕЕ

.

151