РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Общеобразовательная автономная некоммерческая организация «Старая Школа»
(ОАНО «Старая Школа»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Ступень обучения (класс) среднее общее образование 10-11 классы
2019
I. Планируемые результаты освоения элективного курса «Стилистика и культура речи» 10 - 11 класс
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
ЛИЧНОСТНЫЕ
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеств, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ОВЗ и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
В сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально- экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни ОО, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно- схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов (в том числе художественной литературы).
II. Содержание элективного курса
10 КЛАCC
Стили языка
Понятие о функциональных стилях.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость, обобщённость, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические и синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально- делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и письменная формы)
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность(владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно м – выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Лексическая стилистика.
Лексическая сочетаемость. Стилистическое использование многозначности слова. Стилистический функции омонимов. Стилистическое разграничение паронимов. Стилистические функции синонимов. Стилистические функции антонимов.
Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному и пассивному составу языка.
Стилистические функции историзмов и архаизмов. Стилистические функции неологизмов. Стилистическое использование слов иноязычного происхождения.
Стилистические свойства слов, связанные со сферой употребления.
Диалектизмы в произведениях художественной литературы. Стилистическое использование профессионально- технической и терминологической лексики. Сфера использования канцеляризмов.
Стилистические свойства, связанные с их экспрессивной окраской. Стилистическое использование фразеологических средств языка.
Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов».
Стилистические ресурсы словообразования.
Грамматическая стилистика. Cтилистическое использование форм частей речи.
Употребление форм существительных. Колебания в роде существительны. Род несклоняемых существительных. Родовые различия в личных существительных. Особенности склонения некоторых слов и словосочетаний. Склонение имен и фамилий. Варианты окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода. Варианты форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных. Варианты окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода. Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа. Варианты окончаний творительного падежа множественного числа. Употребление единственного числа в значении множественного. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных существительных в форме множественного числа.
Употребление форм прилагательных. Синонимия полных и кратких форм прилагательных. Синонимические формы кратких прилагательных. Синонимия форм степеней сравнения прилагательных. Употребление притяжательных прилагательных. Синонимия форм косвенных падежей прилагательных и существительных.
Употребление числительных.
Варианты сочетаний числительных с существительными. Собирательные и количественные числительные как синонимы. Числительные в составе сложных слов.
Употребление местоимений. Стилистическое использование личных местоимений. Употребление возвратных и притяжательных местоимений. Синонимия определительных местоимений. Синонимия неопределенных местоимений.
Употребление глаголов.
Особенности образования некоторых личных форм. Глагола. Синонимия личных форм глагола. Синонимия глагольных времен. Синонимия глагольных наклонений. Варианты глагольных форм разных видов. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов. Варианты форм причастий. Варианты форм деепричастий.
11 КЛАСС
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС
Строй простого предложения.
Синонимия отдельных типов простого предложения. Варианты форм сказуемого.
Стилистические функции порядка слов в предложении. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов. Место подлежащего и сказуемого в предложении Место определения в предложении. Место дополнения в предложении. Место обстоятельственных слов в предложении.
Согласование сказуемого с подлежащим.
Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрою. Сказуемое при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением. Сказуемое при подлежащем, выраженном несклоняемым существительным, сложносокращенным словом нерасчленимой группой слов Согласование связки с именной частью составного сказуемого. Согласование сказуемого с однородными подлежащими.
Согласование определений и приложений.
Согласование определения с существительными общего рода. Согласование определения с существительными, имеющим при себе приложение. Согласование определения с существительным, зависящим от числительных два, три, четыре. Два определения при одном существительном. Согласование определения с существительными- однородными членами предложения. Согласование приложений. Согласование приложений – географических названий.
Стилистические особенности предложений с однородными членами.
Стилистические функции однородных членов предложения. Союзы при однородных членах предложения. Ошибки в сочетаниях однородных членов предложения.
Стилистическое использование обращений.
Сфера употребления обращений. Стилистические функции обращений.
Стилистическое использование вводных и вставных конструкций.
Стилистические функции вводных слов. Стилистические функции вставных конструкций.
Стилистика сложных предложений.
Стилистическое использование различных типов сложного предложения. Стилистические функции союзов и союзных слов. Стилистические ошибки в сложных предложениях.
Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи.
Стилистические функции прямой речи. Стилистические функции авторских слов. Стилистические функции несобственно-прямой речи.
Изобразительно – выразительные средства языка.
Тропы. Эпитет. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Гипербола и литота. Ирония. Аллегория. Олицетворение. Перифраза.
Стилистические фигуры. Анафора и эпифора. Параллелизм. Антитеза и оксюморон. Градация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Риторическое обращение. Риторический вопрос. Многосоюзие и бессоюзие.
III. Тематическое планирование 10 класс (34 часа)
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Понятие о функциональных стилях. |
1 |
2. |
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля |
1 |
3. |
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля |
1 |
4. |
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи |
1 |
5. |
Лексическая сочетаемость. |
1 |
6. |
Употребление синонимов, омонимов, антонимов. |
1 |
7. |
Стилистическое разграничение антонимов. |
1 |
8. |
Лексика активного и пассивного употребления. Функции историзмов, архаизмов и неологизмов. |
1 |
9. |
Использование слов иноязычного употребления. |
1 |
10. |
Диалектизмы, их роль в произведениях художественной литературы. |
1 |
11. |
Стилистическое использование профессионально- технологической и терминологической лексики. |
1 |
12. |
Сфера использования канцеляризмов. |
1 |
13. |
Экспрессивно окрашенные слова. |
1 |
14. |
Фразеологизмы, их функции в разных стилях речи. |
1 |
15. |
Стилистическая функция аффиксов. |
1 |
16. |
Колебания в роде существительных. Род несклоняемых существительных. |
1 |
17. |
Особенности склонения имен существительных. Склонение имен и фамилий. |
1 |
18. |
Варианты окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода. |
1 |
19. |
Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. |
1 |
20. |
Варианты окончаний родительного падежа множественного числа. |
1 |
21. |
Употребление единственного числа в значении множественного. |
1 |
22. |
Употребление полных и кратких форм прилагательных. |
1 |
23. |
Синонимия форм степеней сравнения. |
1 |
24. |
Употребление притяжательных прилагательных. |
1 |
25. |
Сочетание числительных с именами существительными. |
1. |
26. |
Собирательные и количественные числительные как синонимы. |
1 |
27. |
Числительные в составе сложных слов. |
1 |
28. |
Употребление возвратных и притяжательных местоимений. |
1 |
29. |
Определительные и неопределенные местоимения, их синонимия. |
1. |
30. |
Особенности образования некоторых личных форм глагола. |
1 |
31. |
Синонимия глагольных времен и наклонений. |
1 |
32. |
Варианты глагольных форм разных видов. |
1 |
33. |
Варианты форм причастий и деепричастий. |
1 |
34. |
Итоговое занятие. |
1 |
11 класс (33 часа + 1 ч резерв)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Синтаксис. Строй простого предложения. Синонимия отдельных типов простого предложения. |
1 |
2. |
Варианты форм сказуемых. |
1 |
3. |
Место подлежащего и сказуемого в предложении. |
1 |
4. |
Место определения и дополнения в предложении. |
1 |
5. |
Согласование сказуемого с подлежащим. |
4 |
6. |
Согласование определений и приложений. |
4 |
7. |
Союзы при однородных членах предложения. Ошибки в сочетаниях однородных членов предложения. |
2 |
8. |
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями. |
2 |
9. |
Сложные предложения различных типов. Стилистические функции союзов и союзных слов. Ошибки в построении сложных предложений. |
2 |
10. |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Ошибки в построении предложений с косвенной речью. |
2 |
11. |
Тропы. Эпитет. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Гипербола и литота. |
1 |
12. |
Ирония. Аллегория. Олицетворение. Перифраза |
1 |
13. |
Практическое занятие по теме «Тропы речи». |
2 |
14. |
Стилистические фигуры. Анафора и эпифора. Параллелизм. Антитеза и оксюморон. Градация. Инверсия. |
1 |
15. |
Эллипсис. Умолчание. Риторическое обращение. Риторический вопрос. Многосоюзие и бессоюзие. |
1 |
16. |
Практическое занятие по теме «Стилистические фигуры речи». |
2 |
17. |
Стилистический анализ текста. |
2 |
18. |
Комплексный анализ текста. |
2 |
19. |
Комплексный анализ текста. |
1 |
20. |
Обобщение изученного. Итоговое занятие. |
1 |