РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРА 5-9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ пп | Тема | Количество часов | |
5 класс (102 ч) | |||
1. | Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним | 1 | |
2. | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы- перевертыши. Вариативная природа фольклора | 1 | |
3. | Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. | 1 | |
4. | Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. «Царевна-лягушка» | 1 | |
5. | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования | 1 | |
6. | Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки. | 1 | |
7. | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок | 1 | |
8. | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли | 1 | |
9. | Особенности сюжета сказки. Иван -крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки | 1 | |
10. | Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки | 1 | |
11. | Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество» | 1 | |
12. | Анализ к/р. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | |
13. | М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка...» (М. В. Ломоносов) | 1 | |
14. | Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп,Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). | 1 | |
15. | И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности | 1 | |
16. | И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора | 1 | |
17. | И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости | 1 | |
18. | Жанр басни. Повествование и мораль в басне | 1 | |
19. | Урок - лаборатория. Развитие речи. Сочинение собственной басни. | 1 | |
20. | В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна» | 1 | |
21. | Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады | 1 | |
22. | Контрольная работа № 2 по теме «Русская литература XIX века» | 1 | |
23. | Анализ к/р. Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | 1 | |
24. | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки | 1 | |
25. | Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица) | 1 | |
26. | Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев | 1 | |
27. | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки | 1 | |
28. | Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | 1 | |
29. | Контрольная работа № 3 по теме «Творчество А.С. Пушкина» | 1 | |
30. | Анализ к/р. Русская литературная сказка Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | |
31. | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание | 1 | |
32. | В. М. Гаршин. «Attaleaprinceps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения (или П.П. Ершов «Конек-Горбунок») для внеклассного чтения | 1 | |
33. | М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения | 1 | |
34. | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве | 1 | |
35. | Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близДиканьки». («Ночь перед Рождеством» для внеклассногочтения) | 1 | |
36. | Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического | 1 | |
37. | Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу | 1 | |
38. | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины | 1 | |
39. | Контрольная работа № 4 по теме «Анализ любимого стихотворения» | 1 | |
40. | Анализ к/р. И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола | 1 | |
41. | История отношений Герасима и Татьяны | 1 | |
42. | Герасим и Муму | 1 | |
43. | «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню | 1 | |
44. | Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. | 1 | |
45. | Контрольное сочинение «Образ Герасима в повести И.С. Тургенева "Муму" | 1 | |
46. | Анализ сочинения. А. А. Фет. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора. Страницы биографии Фета | 1 | |
47. | Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль | 1 | |
48. | Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы | 1 | |
49. | Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе | 1 | |
50. | Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения | 1 | |
51. | Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. | 1 | |
52. | А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор | 1 | |
53. | Контрольная работа № 5 по теме «Юмористические рассказы А.П.Чехова» | 1 | |
54. | Анализ к/р. Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...» | 1 | |
55. | Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима» | 1 | |
56. | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения | 1 | |
57. | И. А. Бунин: страницы биографии. Очерк «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | |
58. | В. Г. Короленко: детство, начало литературной деятельности. «В дурном обществе» | 1 | |
59. | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 1 | |
60. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру | 1 | |
61. | Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | |
62. | Урок - лаборатория. Развитие речи. Путь Васи к правде и добру | 1 | |
63. | С. А. Есенин: особенности поэзии Сергея Есенина, страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями ...» | 1 | |
64. | С. А. Есенин. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства» | 1 | |
65. | П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки | 1 | |
66. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя | 1 | |
67. | «Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова | 1 | |
68. | К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | 1 | |
69. | Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки | 1 | |
70. | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой | 1 | |
71. | Контрольная работа № 6 по теме «Русская литература XX века» | 1 | |
72. | Анализ к/р. С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | |
73. | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака | 1 | |
74. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом. | 1 | |
75. | А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя | 1 | |
76. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова | 1 | |
77. | В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро» | 1 | |
78. | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. | 1 | |
79. | Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. | 1 | |
80. | Контрольное сочинение по произведению В. П. Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | |
81. | Анализ сочинения. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» | 1 | |
82. | Поэтическая летопись Великой Отечественнойвойны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | |
83. | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Поэма-баллада «Сын артиллериста» | 1 | |
84. | Великая Отечественная война в жизни моей семьи | 1 | |
85. | Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...» | 1 | |
86. | Картина В. М.Васнецова «Аленушка». А. А. Прокофьев. «Аленушка»(«Пруд заглохший весь взеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...») | 1 | |
87. | Н. М. Рубцов. «Родная деревня».Дон-Аминадо. «Города и годы» | 1 | |
88. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Юмор | 1 | |
89. | Ю. Ким. «Рыба-кит». Юмористическое стихотворение | 1 | |
90. | Н. А. Тэффи. «Валя» (для внеклассного чтения). | 1 | |
91. | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя | 1 | |
92. | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Р. Л. Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие произведения Р. Л. Стивенсона | 1 | |
93. | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
94. | Анализ к/р. Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | 1 | |
95. | Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 1 | |
96. | X. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева» | 1 | |
97. | X. К. Андерсен. «Снежная королева»: реальноеи фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведенияк народной сказке. Победа добра, любви идружбы | 1 | |
98. | Итоговая контрольная работа | 1 | |
99. | М. Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба, игры, забавы,находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях сдрузьями | 1 | |
100. | Дружба Тома и Бекки. Причудливое сочетание в романе реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций | 1 | |
101. | Дж. Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства | 1 | |
102. | Подведение итогов. Задания для летнего чтения | 1 | |
6 класс (102 ч) | ||
№ пп | Тема | Количество часов |
1. | Художественное произведение. Содержание и форма. | 1 |
2. | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 1 |
3. | Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | 1 |
4. | Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество» | 1 |
5. | Анализ к/р. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | 1 |
6. | И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. | 1 |
7. | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». | 1 |
8. | Контрольная работа № 2 по теме «Басня» | 1 |
9. | Анализ к\р. А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» | 1 |
10. | Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». | 1 |
11. | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | 2 |
12. | А. С. Пушкин.«Барышня-крестьянка» | 1 |
13. | Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка». | 1 |
14. | Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 |
15. | Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 |
16. | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 |
17. | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский | 1 |
18. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 |
19. | Контрольное сочинение по произведению А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 |
20. | Анализ сочинения. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова«Тучи». | 2 |
21. | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | 1 |
22. | М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…». Лирические персонажи стихотворений и их символический характер. Особенности выражения темы одиночества. | 2 |
23. | М. Ю. Лермонтов. Лирика. Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. | 2 |
24. | Контрольная работа № 3 по теме «Стихотворения М.Ю. Лермонтова» | 1 |
25. | Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 2 |
26. | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 |
27. | Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». | 2 |
28. | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 1 |
29. | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 2 |
30. | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 2 |
31. | Контрольная работа № 4 по теме «Произведения поэтов XIX века» | 1 |
32. | Анализ к/р. Н.С. Лесков. Литературный портер писателя | 2 |
33. | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 |
34. | Н. С. Лесков. «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения | 2 |
35. | А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Система образов рассказа. Разоблачение лицемерия в рассказе | 2 |
36. | А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источники юмора. Развитие понятия о комическом и комической ситуации | 2 |
37. | А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой и его прототип Н. И. Пирогов | 2 |
38. | «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе | 2 |
39. | Контрольная работа № 5 по теме «Творчество Н.С. Лескова, А.П. Чехова, А.Н. Куприна» | 2 |
40. | Родная природа в лирике поэтов 19 века: Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | 2 |
41. | М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Тема трудолюбия в сказке-были «Кладовая солнца» | 1 |
42. | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок» - прекрасное вокруг нас | 2 |
43. | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 2 |
44. | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Д.С. Самойлов. «Сороковые». | 2 |
45. | В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев рассказа | 1 |
46. | «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Особенности использования народной речи. Юмор. Речевая характеристика героев. Герой-повествователь | 1 |
47. | Контрольное сочинение по рассказу В. П. Астафьева«Конь с розовой гривой» | 1 |
48. | В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении | 2 |
49. | В. Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика рассказа. Развитие понятий о рассказе и сюжете. Герой-повествователь | 2 |
50. | Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 2 |
51. | В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя. Краткий рассказ о писателе. Образ «странного» героя в рассказе. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников | 2 |
52. | Ф. И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. Краткий рассказ о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Образ учителя и его воспитанников. Картины школьной жизни | 2 |
53. | «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. Развитие понятия о юморе. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Роль юмористических образов и картин в рассказе | 2 |
54. | Контрольная работа № 6 «Произведения писателей XX века» | 1 |
55. | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». | 2 |
56. | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Н. М. Рубцов. «Звезда полей»,«Листьяосенние», «В горнице». | 2 |
57. | Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего народа. | 2 |
58. | К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Слово о балкарском поэте. | 1 |
59. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 2 |
60. | Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла. Отличие мифа от сказки | 2 |
61. | Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении А. С. Пушкина «Арион» | 1 |
62. | Итоговая контрольная работа. | 1 |
63.. | Анализ к/р. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы | 1 |
64. | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 2 |
65. | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | 1 |
66. | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | 2 |
67. | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 3 |
68. | Подведение итогов. Задания для летнего чтения | 1 |