Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРА 5-9

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ пп Тема Количество часов
5 класс (102 ч)
1. Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним 1
2. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы- перевертыши. Вариативная природа фольклора 1
3. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. 1
4. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. «Царевна-лягушка» 1
5. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования 1
6. Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки. 1
7. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок 1
8. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли 1
9. Особенности сюжета сказки. Иван -крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки 1
10. Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки 1
11. Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество» 1
12. Анализ к/р. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» 1
13. М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка...» (М. В. Ломоносов) 1
14. Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп,Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). 1
15. И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности 1
16. И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора 1
17. И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости 1
18. Жанр басни. Повествование и мораль в басне 1
19. Урок - лаборатория. Развитие речи. Сочинение собственной басни. 1
20. В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна» 1
21. Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады 1
22. Контрольная работа № 2 по теме « Русская литература XIX века» 1
23. Анализ к/р. Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок 1
24. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки 1
25. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица) 1
26. Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев 1
27. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки 1
28. Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» 1
29. Контрольная работа № 3 по теме « Творчество А.С. Пушкина» 1
30. Анализ к/р. Русская литературная сказка Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» 1
31. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание 1
32. В. М. Гаршин. «Attaleaprinceps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения (или П.П. Ершов «Конек-Горбунок») для внеклассного чтения 1
33. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения 1
34. М. Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве 1
35. Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близДиканьки». («Ночь перед Рождеством» для внеклассногочтения) 1
36. Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического 1
37. Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу 1
38. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины 1
39. Контрольная работа № 4 по теме « Анализ любимого стихотворения» 1
40. Анализ к/р. И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола 1
41. История отношений Герасима и Татьяны 1
42. Герасим и Муму 1
43. «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню 1
44. Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. 1
45. Контрольное сочинение « Образ Герасима в повести И.С. Тургенева "Муму" 1
46. Анализ сочинения. А. А. Фет. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора. Страницы биографии Фета 1
47. Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль 1
48. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы 1
49. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе 1
50. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения 1
51. Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. 1
52. А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор 1
53. Контрольная работа № 5 по теме « Юмористические рассказы А.П.Чехова» 1
54. Анализ к/р. Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...» 1
55. Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима» 1
56. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения 1
57. И. А. Бунин: страницы биографии. Очерк «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. 1
58. В. Г. Короленко: детство, начало литературной деятельности. «В дурном обществе» 1
59. Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» 1
60. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру 1
61. Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. 1
62. Урок - лаборатория. Развитие речи. Путь Васи к правде и добру 1
63. С. А. Есенин: особенности поэзии Сергея Есенина, страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями ...» 1
64. С. А. Есенин. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства» 1
65. П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки 1
66. Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя 1
67. «Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова 1
68. К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки 1
69. Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки 1
70. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой 1
71. Контрольная работа № 6 по теме «Русская литература XX века» 1
72. Анализ к/р. С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» 1
73. Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака 1
74. Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом. 1
75. А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя 1
76. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова 1
77. В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро» 1
78. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. 1
79. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. 1
80. Контрольное сочинение по произведению В. П. Астафьева «Васюткино озеро». 1
81. Анализ сочинения. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» 1
82. Поэтическая летопись Великой Отечественнойвойны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» 1
83. Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Поэма-баллада «Сын артиллериста» 1
84. Великая Отечественная война в жизни моей семьи 1
85. Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...» 1
86. Картина В. М.Васнецова «Аленушка». А. А. Прокофьев. «Аленушка»(«Пруд заглохший весь взеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...») 1
87. Н. М. Рубцов. «Родная деревня».Дон-Аминадо. «Города и годы» 1
88. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Юмор 1
89. Ю. Ким. «Рыба-кит». Юмористическое стихотворение 1
90. Н. А. Тэффи. «Валя» (для внеклассного чтения). 1
91. Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя 1
92. Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Р. Л. Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие произведения Р. Л. Стивенсона 1
93. Итоговая контрольная работа. 1
94. Анализ к/р. Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». 1
95. Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека 1
96. X. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева» 1
97. X. К. Андерсен. «Снежная королева»: реальноеи фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведенияк народной сказке. Победа добра, любви идружбы 1
98. Итоговая контрольная работа 1
99. М. Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба, игры, забавы,находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях сдрузьями 1
100. Дружба Тома и Бекки. Причудливое сочетание в романе реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций 1
101. Дж. Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства 1
102. Подведение итогов. Задания для летнего чтения 1
6 класс (102 ч)
№ пп Тема Количество часов
1. Художественное произведение. Содержание и форма. 1
2. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни 1
3. Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. 1
4. Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество» 1
5. Анализ к/р. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». 1
6. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. 1
7. И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». 1
8. Контрольная работа № 2 по теме «Басня» 1
9. Анализ к\р. А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» 1
10. Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». 1
11. А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». 2
12. А. С. Пушкин.«Барышня-крестьянка» 1
13. Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка». 1
14. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» 1
15. Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» 1
16. Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». 1
17. Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский 1
18. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. 1
19. Контрольное сочинение по произведению А.С. Пушкина «Дубровский» 1
20. Анализ сочинения. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова«Тучи». 2
21. Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…» 1
22. М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…». Лирические персонажи стихотворений и их символический характер. Особенности выражения темы одиночества. 2
23. М. Ю. Лермонтов. Лирика. Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. 2
24. Контрольная работа № 3 по теме «Стихотворения М.Ю. Лермонтова» 1
25. Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». 2
26. Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». 1
27. Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». 2
28. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» 1
29. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. 2
30. Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» 2
31. Контрольная работа № 4 по теме «Произведения поэтов XIX века» 1
32. Анализ к/р. Н.С. Лесков. Литературный портер писателя 2
33. Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». 1
34. Н. С. Лесков. «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения 2
35. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Система образов рассказа. Разоблачение лицемерия в рассказе 2
36. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источники юмора. Развитие понятия о комическом и комической ситуации 2
37. А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой и его прототип Н. И. Пирогов 2
38. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе 2
39. Контрольная работа № 5 по теме «Творчество Н.С. Лескова, А.П. Чехова, А.Н. Куприна» 2
40. Родная природа в лирике поэтов 19 века: Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». 2
41. М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Тема трудолюбия в сказке-были «Кладовая солнца» 1
42. А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок» - прекрасное вокруг нас 2
43. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» 2
44. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Д.С. Самойлов. «Сороковые». 2
45. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев рассказа 1
46. «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Особенности использования народной речи. Юмор. Речевая характеристика героев. Герой-повествователь 1
47. Контрольное сочинение по рассказу В. П. Астафьева«Конь с розовой гривой» 1
48. В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении 2
49. В. Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика рассказа. Развитие понятий о рассказе и сюжете. Герой-повествователь 2
50. Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» 2
51. В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя. Краткий рассказ о писателе. Образ «странного» героя в рассказе. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников 2
52. Ф. И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. Краткий рассказ о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Образ учителя и его воспитанников. Картины школьной жизни 2
53. «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. Развитие понятия о юморе. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Роль юмористических образов и картин в рассказе 2
54. Контрольная работа № 6 «Произведения писателей XX века» 1
55. А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». 2
56. С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Н. М. Рубцов. «Звезда полей»,«Листьяосенние», «В горнице». 2
57. Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего народа. 2
58. К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Слово о балкарском поэте. 1
59. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» 2
60. Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла. Отличие мифа от сказки 2
61. Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении А. С. Пушкина «Арион» 1
62. Итоговая контрольная работа. 1
63.. Анализ к/р. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы 1
64. М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. 2
65. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. 1
66. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». 2
67. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. 3
68. Подведение итогов. Задания для летнего чтения 1

Следующая...

84