Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРА 5-9

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ ппТемаКоличество часов
5 класс (102 ч)
1.Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним1
2.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы- перевертыши. Вариативная природа фольклора1
3.Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок.1
4.Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. «Царевна-лягушка»1
5.«Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования1
6.Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки.1
7.Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок1
8.«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли1
9.Особенности сюжета сказки. Иван -крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки1
10.Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки1
11.Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество»1
12.Анализ к/р. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»1
13.М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка...» (М. В. Ломоносов)1
14.Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп,Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).1
15.И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности1
16.И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора1
17.И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости1
18.Жанр басни. Повествование и мораль в басне1
19.Урок - лаборатория. Развитие речи. Сочинение собственной басни.1
20.В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»1
21.Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады1
22.Контрольная работа № 2 по теме « Русская литература XIX века»1
23.Анализ к/р. Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок1
24.А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки1
25.Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)1
26.Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев1
27.Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки1
28.Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»1
29.Контрольная работа № 3 по теме « Творчество А.С. Пушкина»1
30.Анализ к/р. Русская литературная сказка Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»1
31.Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание1
32.В. М. Гаршин. «Attaleaprinceps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения (или П.П. Ершов «Конек-Горбунок») для внеклассного чтения1
33.М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения1
34.М. Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве1
35.Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близДиканьки». («Ночь перед Рождеством» для внеклассногочтения)1
36.Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического1
37.Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу1
38.Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины1
39.Контрольная работа № 4 по теме « Анализ любимого стихотворения»1
40.Анализ к/р. И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола1
41.История отношений Герасима и Татьяны1
42.Герасим и Муму1
43.«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню1
44.Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства.1
45.Контрольное сочинение « Образ Герасима в повести И.С. Тургенева "Муму"1
46.Анализ сочинения. А. А. Фет. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора. Страницы биографии Фета1
47.Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль1
48.Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы1
49.Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе1
50.Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения1
51.Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.1
52.А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор1
53.Контрольная работа № 5 по теме « Юмористические рассказы А.П.Чехова»1
54.Анализ к/р. Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»1
55.Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима»1
56.Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения1
57.И. А. Бунин: страницы биографии. Очерк «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.1
58.В. Г. Короленко: детство, начало литературной деятельности. «В дурном обществе»1
59.Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»1
60.Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру1
61.Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.1
62.Урок - лаборатория. Развитие речи. Путь Васи к правде и добру1
63.С. А. Есенин: особенности поэзии Сергея Есенина, страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями ...»1
64.С. А. Есенин. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»1
65.П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки1
66.Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя1
67.«Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова1
68.К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки1
69.Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки1
70.К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой1
71.Контрольная работа № 6 по теме «Русская литература XX века»1
72.Анализ к/р. С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»1
73.Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака1
74.Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом.1
75.А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя1
76.Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова1
77.В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»1
78.В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя.1
79.Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера.1
80.Контрольное сочинение по произведению В. П. Астафьева «Васюткино озеро».1
81.Анализ сочинения. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»1
82.Поэтическая летопись Великой Отечественнойвойны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»1
83.Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Поэма-баллада «Сын артиллериста»1
84.Великая Отечественная война в жизни моей семьи1
85.Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...»1
86.Картина В. М.Васнецова «Аленушка». А. А. Прокофьев. «Аленушка»(«Пруд заглохший весь взеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...»)1
87.Н. М. Рубцов. «Родная деревня».Дон-Аминадо. «Города и годы»1
88.Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Юмор1
89.Ю. Ким. «Рыба-кит». Юмористическое стихотворение1
90.Н. А. Тэффи. «Валя» (для внеклассного чтения).1
91.Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя1
92.Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Р. Л. Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие произведения Р. Л. Стивенсона1
93.Итоговая контрольная работа.1
94.Анализ к/р. Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».1
95.Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека1
96.X. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева»1
97.X. К. Андерсен. «Снежная королева»: реальноеи фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведенияк народной сказке. Победа добра, любви идружбы1
98.Итоговая контрольная работа1
99.М. Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба, игры, забавы,находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях сдрузьями1
100.Дружба Тома и Бекки. Причудливое сочетание в романе реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций1
101.Дж. Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства1
102.Подведение итогов. Задания для летнего чтения1
6 класс (102 ч)
№ ппТемаКоличество часов
1.Художественное произведение. Содержание и форма.1
2.Обрядовый фольклор. Обрядовые песни1
3.Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.1
4.Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество»1
5.Анализ к/р. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».1
6.И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.1
7.И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».1
8.Контрольная работа № 2 по теме «Басня»1
9.Анализ к\р. А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»1
10.Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».1
11.А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».2
12.А. С. Пушкин.«Барышня-крестьянка»1
13.Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».1
14.Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»1
15.Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»1
16.Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».1
17.Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский1
18.Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.1
19.Контрольное сочинение по произведению А.С. Пушкина «Дубровский»1
20.Анализ сочинения. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова«Тучи».2
21.Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…»1
22.М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…». Лирические персонажи стихотворений и их символический характер. Особенности выражения темы одиночества.2
23.М. Ю. Лермонтов. Лирика. Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха.2
24.Контрольная работа № 3 по теме «Стихотворения М.Ю. Лермонтова»1
25.Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».2
26.Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».1
27.Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».2
28.Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»1
29.Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.2
30.Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»2
31.Контрольная работа № 4 по теме «Произведения поэтов XIX века»1
32.Анализ к/р. Н.С. Лесков. Литературный портер писателя2
33.Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».1
34.Н. С. Лесков. «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения2
35.А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Система образов рассказа. Разоблачение лицемерия в рассказе2
36.А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источники юмора. Развитие понятия о комическом и комической ситуации2
37.А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой и его прототип Н. И. Пирогов2
38.«Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе2
39.Контрольная работа № 5 по теме «Творчество Н.С. Лескова, А.П. Чехова, А.Н. Куприна»2
40.Родная природа в лирике поэтов 19 века: Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».2
41.М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Тема трудолюбия в сказке-были «Кладовая солнца»1
42.А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок» - прекрасное вокруг нас2
43.Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»2
44.К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Д.С. Самойлов. «Сороковые».2
45.В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев рассказа1
46.«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Особенности использования народной речи. Юмор. Речевая характеристика героев. Герой-повествователь1
47.Контрольное сочинение по рассказу В. П. Астафьева«Конь с розовой гривой»1
48.В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении2
49.В. Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика рассказа. Развитие понятий о рассказе и сюжете. Герой-повествователь2
50.Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»2
51.В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя. Краткий рассказ о писателе. Образ «странного» героя в рассказе. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников2
52.Ф. И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. Краткий рассказ о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Образ учителя и его воспитанников. Картины школьной жизни2
53.«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. Развитие понятия о юморе. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Роль юмористических образов и картин в рассказе2
54.Контрольная работа № 6 «Произведения писателей XX века»1
55.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».2
56.С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Н. М. Рубцов. «Звезда полей»,«Листьяосенние», «В горнице».2
57.Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего народа.2
58.К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Слово о балкарском поэте.1
59.Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»2
60.Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла. Отличие мифа от сказки2
61.Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении А. С. Пушкина «Арион»1
62.Итоговая контрольная работа.1
63..Анализ к/р. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы1
64.М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.2
65.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.1
66.П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».2
67.А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.3
68.Подведение итогов. Задания для летнего чтения1

Следующая...

486