НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
— усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
— помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
— формировать творческое мышление;
— способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах
Календарно-тематическое планирование
Программа по внеурочной деятельности «Шахматы» 1-4 классы
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Цель программы: Развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от нагляднообразного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
üразвитие внимания и мотивации школьника;
üразвитие наглядно-образного мышления;
üорганизация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
üвключение учащихся в разностороннюю деятельность;
üформирование навыков позитивного коммуникативного общения;
üвоспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
üцелеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
Место кружка в учебном плане
Продолжительность реализации программы с недельной нагрузкой – 1 час в неделю. В соответствии с Уставом и учебным планом школы для учащихся 1 классов предусмотрено 33 учебных недели, а для 2-4 классов 34 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена 1класс – 33 часа; 2- 4 классы – 34 часа.
Учителю дается право перераспределять количество часов, отведенное на изучение
конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы
в данном классе.
Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.
Численный и возрастной состав кружка «Шахматы»
Возраст детей от 6,5 лет до 10 лет, численность 15 человек.
Программа внеурочной деятельности кружка «Шахматы» состоит из 6 разделов:
- Шахматная доска и фигуры.
- Ходы и взятия фигур.
- Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат.
- Запись шахматных ходов.
- Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.
- Общие принципы разыгрывания дебюта.
Содержание программы
Шахматная доска и фигуры (3 ч для 2-4 классов; 2 часа для 1 класса)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (12 ч)
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и
подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза,
нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение
короля.
Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись
шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство
и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (2 ч)
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.
Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности
в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (5ч)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя.
Дебютные ловушки
Ожидаемые результаты:
üовладение навыками игры в шахматы;
üинтеллектуальное развитие детей;
üрезультативное участие в соревнованиях различных уровней.
Предполагаемые результаты реализации программы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования формулирует требования к результатам освоения курса по внеурочной деятельности в единстве личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
üразвитие любознательности и сообразительности;
üразвитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
üразвитие навыков сотрудничества со сверстниками;
üразвитие наглядно-образного мышления и логики.
Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».
К концу изучения учащиеся должны знать:
üшахматную доску и её структуру;
üобозначение полей линий;
üходы и взятия всех фигур, рокировку;
üосновные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,
ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,
защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
К концу изучения учащиеся должны уметь:
üиграть партию от начала до конца по шахматным правилам;
üзаписывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
üнаходить мат в один ход в любых задачах такого типа;
üоценивать количество материала каждой из сторон и определять
наличие материального перевеса;
üпланировать, контролировать и оценивать действия соперников;
üопределять общую цель и пути её достижения;
üрешать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Учебно - тематическое планирование. 1 класс
№п\п | Темы | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Ι | Шахматная доска и фигуры. | 2 | 2 | |
Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. | 1 | 1 | ||
Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. | 1 | 1 | ||
ΙΙ | Ходы и взятие фигур. | 12 | 8 | 4 |
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 1 | 1 | ||
Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 1 | 1 | ||
Угроза, нападение, защита. | 1 | 1 | ||
Превращение и взятие на проходе пешкой. | 1 | 1 | ||
Значение короля. | 1 | 1 | ||
Короткая и длинная рокировка. | 1 | 1 | ||
Начальная позиция. | 2 | 1 | 1 | |
Запись шахматных позиций. | 1 | 1 | ||
Практическая игра. | 3 | 3 | ||
ΙΙΙ | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | 10 | 10 | |
Способы защиты от шаха. | 1 | 1 | ||
Открытый, двойной шах. | 1 | 1 | ||
Мат. | 1 | 1 | ||
Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | 1 | 1 | ||
Алгоритм решения задач на мат в один ход. | 1 | 1 | ||
Пат. | 1 | 1 | ||
«Бешеные» фигуры. | 1 | 1 | ||
Сходство и различие между понятиями мата и пата. | 1 | 1 | ||
Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). | 1 | 1 | ||
Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | 1 | 1 | ||
ΙѴ | Запись шахматных ходов. | 2 | 2 | |
Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | 1 | 1 | ||
Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. | 1 | 1 | ||
Ѵ | Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. | 2 | 2 | |
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | 1 | 1 | ||
Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | 1 | 1 | ||
ѴΙ | Общие принципы разыгрывания дебюта. | 5 | 4 | 1 |
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | 2 | 1 | 1 | |
Классификация дебютов. | 1 | 1 | ||
Анализ учебных партий. | 1 | 1 | ||
Раннее развитие ферзя. | 1 | 1 | ||
Всего | 33 | 28 | 5 |
№п\п | Темы | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Ι | Шахматная доска и фигуры. | 3 | 3 | |
Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. | 1 | 1 | ||
Легенда о возникновении шахмат. | 1 | 1 | ||
Шахматные фигуры и их обозначения. | 1 | 1 | ||
ΙΙ | Ходы и взятие фигур. | 12 | 8 | 4 |
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 1 | 1 | ||
Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 1 | 1 | ||
Угроза, нападение, защита. | 1 | 1 | ||
Превращение и взятие на проходе пешкой. | 1 | 1 | ||
Значение короля. | 1 | 1 | ||
Короткая и длинная рокировка. | 1 | 1 | ||
Начальная позиция. | 2 | 1 | 1 | |
Запись шахматных позиций. | 1 | 1 | ||
Практическая игра. | 3 | 3 | ||
ΙΙΙ | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | 10 | 10 | |
Способы защиты от шаха. | 1 | 1 | ||
Открытый, двойной шах. | 1 | 1 | ||
Мат. | 1 | 1 | ||
Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | 1 | 1 | ||
Алгоритм решения задач на мат в один ход. | 1 | 1 | ||
Пат. | 1 | 1 | ||
«Бешеные» фигуры. | 1 | 1 | ||
Сходство и различие между понятиями мата и пата. | 1 | 1 | ||
Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). | 1 | 1 | ||
Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | 1 | 1 | ||
ΙѴ | Запись шахматных ходов. | 2 | 2 | |
Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | 1 | 1 | ||
Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. | 1 | 1 | ||
Ѵ | Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. | 2 | 2 | |
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | 1 | 1 | ||
Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | 1 | 1 | ||
ѴΙ | Общие принципы разыгрывания дебюта. | 5 | 4 | 1 |
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | 2 | 1 | 1 | |
Классификация дебютов. | 1 | 1 | ||
Анализ учебных партий. | 1 | 1 | ||
Раннее развитие ферзя. | 1 | 1 | ||
Всего | 34 | 29 | 5 |
Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи программы:
содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
развивать память, внимание, воображение.
создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 7 - 8 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Режим занятий: 1 раз в неделю, начало занятий не раньше чем через один час после окончания уроков, продолжительность занятия – 35 минут.
Формы организации кружковых занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.
Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении.
Метапредметные результаты:
познавательные:
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
регулятивные:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
коммуникативные:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часовчасов | Всего часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | |||
1 | Здравствуй, книга! | 2 | 5 | 4 | - | 11 |
2 | Обогащение читательского опыта. и родной природе. | 31 | 26 | 24 | 23 | 104 |
3 | Периодические издания для детей | - | - | 3 | - | 3 |
4 | Детские справочники и энциклопедии | - | - | - | 3 | 3 |
5 | По страницам любимых книг | - | 3 | 3 | 8 | 14 |
Всего часов: | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Воспитательное направление внеурочной деятельности – «Я и мои возможности» – представлено программами кружков духовно-нравственного воспитания: «Азбука добра», «Тропинка к своему Я».
Программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» 1 класс.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
-развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
-расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
-воспитание уважения к людям, традициям;
-усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
-
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Описание места учебного курса в плане.
«Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
-Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
- Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
- Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
- Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Содержание учебного курса
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
— Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
— Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
— Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
— Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
— Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
— Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
— Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
— Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
— Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
— Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.