Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Учебное содержание курса

1 класс

Тема 1. Школьный этикет

Мы пришли на урок.

Зачем нужны перемены?

Мы – в школьной столовой.

Тема 2. Правила общения

Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность).

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Мой учитель.

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Моя семья.

Тема 3. О трудолюбии

Что помогает учиться лучше (старательность).

Как мы трудимся: в школе и дома.

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Тема 4. Культура внешнего вида

Основные правила Мойдодыра.

Каждой вещи свое место.

Тема 5. Внешкольный этикет

Правила поведения на улице, в транспорте.

«Спасибо» и «пожалуйста».

Тематический план программы

Наименование разделов/модулей, темВсего, часКоличество часов Характеристика деятельности обучающихся
АудиторныеВнеаудиторные
1Школьный этикетПравила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие « готовность к уроку». Понятие « перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен. Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.
2Правила общения11чПонятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор.. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
3О трудолюбииПонятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.

Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.

4Культура внешнего вида Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.
5Внешкольный этикет Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте.

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения.

Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,

- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;

- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

- слова вежливости,

- основные правила общения, правила работы в группе.

Учащиеся получат возможность научится:

- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,

- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,

- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,

- работать в паре и в группе,

- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,

- культурно выражать свои эмоции в совместной работе

- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропика к своему Я» 1-4 классы.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Формирование психологического здоровья.

3. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

4. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

5. Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

6. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.

7. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

8. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

9.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

10.Формировать терпимость к мнению собеседника.

Основные формы работы

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.

Формы организации занятий: проект,, занятие-диспут, интегрированное занятие, занятие-праздник, тесты, рисунок, урок-беседа, экскурсия, просмотр видеофильма, игра.

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 138 часов (33 недели в 1 классе и 35 недель во 2-4 классах по 1 часу в неделю).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

1 класс

Регулятивные УУД:

овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

учиться исследовать свои качества и свои особенности

учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

учиться наблюдать

моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

учиться работать в паре и в группе

выполнять различные роли

слушать и понимать речь других ребят

осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

2 класс

Регулятивные УУД:

учиться рефлексировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников

учиться прогнозировать последствия своих поступков

определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)

делать выводы в результате совместной работы в группе

учиться графически оформлять изучаемый материал

моделировать различные ситуации

усваивать разные способы запоминания информации

Коммуникативные УУД:

учиться позитивно проявлять себя в общении

учиться договариваться и приходить к общему решению

учиться понимать эмоции и поступки других людей

овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

3 - 4 класс

Регулятивные УУД:

осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

извлекать необходимую информацию из текста

определять и формулировать цель в совместной работе

учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

обогатить представление о собственных возможностях и способностях

учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

учиться контролировать свою речь и поступки

учиться толерантному отношению к другому мнению

учиться самостоятельно решать проблемы в общении

осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

формулировать своё собственное мнение и позицию

учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.

Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Тропинка к своему Я»

Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы, формы проведения и виды деятельности учащихся.

Первый класс

Раздел 1. Мои чувства (14 часов)

Форма работы:урок-беседа, рисунок, занятие-диспут, игра, интегрированное занятие, просмотр видеофильма

Характеристика видов деятельности:

Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р)Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П)Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (К)

  • Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
  • Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
  • Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.
  • Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
  • Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
  • Как справиться с гневом?
  • Может ли гнев принести пользу?
  • Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?
  • Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6часов)

    Форма работы: тесты

    Характеристика видов деятельности:

    Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р)

    Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П)

    Учиться работать в парах (К)

  • Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет?
  • Как мы видим друг друга?
  • Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.
  • В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.
  • Кто такой сердечный человек.
  • Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
  • Раздел 3. Какой Я – какой Ты (8 часов)

    Форма работы: урок-беседа, проект

    Характеристика видов деятельности:

    Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у других людей(П)Учиться договариваться и уважать разные мнения (К)

  • Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.
  • Как научиться находить положительные качества у себя?
  • Как правильно оценить себя?
  • Как распознать положительные качества у других людей?
  • Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А это важно при общении с окружающими.
  • Какие качества нужны для дружбы?
  • Раздел 4. Трудности первоклассника (5часов)

    Форма работы: экскурсия, рисунок, занятие-диспут

    Характеристика видов деятельности:

    Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р)

    Учиться рассуждать, строить логические умозаключения(П)

    Уметь договариваться и приходить к общему решению(К)

  • Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
  • Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к проблеме, понять, что трудности встречаются в жизни всех первоклассников. Главное- помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице.
  • Второй класс.

    Раздел 1. Я – фантазёр (10часов)

    Форма работы: рисунок, урок-беседа

    Характеристика видов деятельности: Строить речевое высказывание в устной форме(Р)

    Осознавать ценность умения фантазировать(П)

    Учиться выполнять разные роли(К)

  • Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы?
  • Школа моей мечты - какая она?
  • Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?
  • Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром?
  • Мои сны: что в них правда, а что –фантазии?
  • Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.
  • Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
  • Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)

    Форма работы: занятие-диспут, просмотр видеофильма

    Характеристика видов деятельности:

    Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников(Р)

    Осознавать ценность умения фантазировать(П)

    Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией(К)

  • Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?
  • Школа на планете «Наоборот».Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?
  • Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!
  • Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула : «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
  • Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)

    Форма работы: интегрированное занятие

    Характеристика видов деятельности: Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок) (Р)

    Учиться графически оформлять изучаемый материал(П)

    Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (К)

  • Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.
  • Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?
  • Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».
  • Почему родители наказывают детей?
  • Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
  • Раздел 4. Я и мои друзья (10 часов)

    Форма работы: игра, занятие-диспут

    Характеристика видов деятельности:

    Учиться прогнозировать последствия своих поступков(Р)

    Осознавать качества настоящего друга(П)

    Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К)

  • Каким должен быть настоящий друг.
  • Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
  • Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?
  • Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?
  • Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?
  • Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
  • Третий класс

    Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)

    Форма работы: урок-беседа, тест

    Характеристика видов деятельности:

    Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением(Р)

    Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей(П)

    Контролировать свою речь и поступки(К)

  • Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?
  • Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
  • Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
  • Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
  • Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 8 часов)

    Форма работы: интегрированное занятие

    Характеристика видов деятельности:

    Извлекать необходимую информацию из текста(Р)

    Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять (П)

    Учиться толерантному отношению к другому мнению (К)

  • Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?
  • Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?
  • Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?
  • Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях
  • Раздел 3. Культура общения (7 часов)

    Форма работы: игра, занятие-диспут

    Характеристика видов деятельности:

    Правильно строить речевое высказывание в устной форме(Р)

    Обогатить своё представление о культуре общения людей(П)

    Соблюдать правила этикета(К)

  • Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.
  • Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.
  • Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.
  • Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.
  • Как правильно познакомиться?
  • Как правильно держать себя, чтобы понравиться?
  • Раздел 4. Что такое сотрудничество? (12часов)

    Форма работы: рисунок, просмотр видеофильма

    Характеристика видов деятельности:

    Определять и формулировать цель в совместной работе (Р)

    Расширить своё представление о понятии «сотрудничество(П)

    Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению (К)

  • Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:
  • - из умения понять другого;

    - из умения договориться;

    - из умения уступить, если это нужно для дела;

    - из умения правильно распределить роли в ходе работы.

  • Что значит понимать другого и как можно этому научиться?
  • Как научиться договариваться с людьми?
  • Что такое коллективная работа?
  • Четвёртый класс

    Раздел 1. Мои силы, мои возможности (11часов)

    Форма работы: урок-беседа, рисунок, тест

    Характеристика видов деятельности:

    Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р)

    Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П)

    Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К)

  • Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета меня называют по-новому –четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от второклассника и третьеклассника?
  • Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!
  • Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь?
  • Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие».
  • Мой выбор, мой путь.
  • Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни.
  • Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь.
  • Мой внутренний мир.
  • Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю.
  • Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно.
  • Что значит верить?
  • Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!
  • Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5часов)

    Форма работы: занятие-диспут

    Характеристика видов деятельности:

    Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р)

    Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П)

    Формулировать своё собственное мнение и позицию (К)

  • Моё детство.
  • Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю?
  • Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть.
  • Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас.
  • Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?
  • Раздел 3. Моё будущее (5часов)

    Форма работы: рисунок, интегрированное занятие

    Характеристика видов деятельности:

    Планировать цели и пути самоизменения (Р)

    Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости(П)

    При работе в группе учитывать мнение товарищей(К)

  • Как заглянуть во взрослый мир?
  • Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.
  • Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?
  • Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)

    Форма работы: урок-беседа, проект

    Характеристика видов деятельности:

    Соотносить результат с целью и оценивать его(Р)

    Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта(П)

    Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки(К)

  • Поведение человека зависит от его качеств.
  • Кто такой интеллигентный человек и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.
  • Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?
  • Что такое идеальное Я?
  • У многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким бы ему хотелось стать.
  • Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (11часов)

    Форма работы: урок-беседа, проект, интегрированное занятие

    Характеристика видов деятельности:

    Осознавать, что свобода не может быть безграничной(Р)

    Следующая...

    14