НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
— Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
— Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
— Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Учебное содержание курса
1 класс
Тема 1. Школьный этикет
Мы пришли на урок.
Зачем нужны перемены?
Мы – в школьной столовой.
Тема 2. Правила общения
Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность).
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель.
Думай о других: сочувствие – как его выразить?
Моя семья.
Тема 3. О трудолюбии
Что помогает учиться лучше (старательность).
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
Тема 4. Культура внешнего вида
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи свое место.
Тема 5. Внешкольный этикет
Правила поведения на улице, в транспорте.
«Спасибо» и «пожалуйста».
Тематический план программы
№ | Наименование разделов/модулей, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 | Школьный этикет | 7ч | 4ч | 3ч | Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие «готовность к уроку». Понятие «перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен. Понятие «режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
2 | Правила общения | 11ч | 6ч | 5ч | Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование «мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор.. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. |
3 | О трудолюбии | 6ч | 3ч | 3ч | Понятие «учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие «трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев. |
4 | Культура внешнего вида | 4ч | 2ч | 2ч | Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие «гигиена». Правила личной гигиены. |
5 | Внешкольный этикет | 5ч | 3ч | 2ч | Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие «общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен. |
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,
- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- слова вежливости,
- основные правила общения, правила работы в группе.
Учащиеся получат возможность научится:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
- работать в паре и в группе,
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропика к своему Я» 1-4 классы.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Формирование психологического здоровья.
3. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
4. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
5. Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
6. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
7. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
8. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
9.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
10.Формировать терпимость к мнению собеседника.
Основные формы работы
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Формы организации занятий: проект,, занятие-диспут, интегрированное занятие, занятие-праздник, тесты, рисунок, урок-беседа, экскурсия, просмотр видеофильма, игра.
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 138 часов (33 недели в 1 классе и 35 недель во 2-4 классах по 1 часу в неделю).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
1 класс
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
2 класс
Регулятивные УУД:
учиться рефлексировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников
учиться прогнозировать последствия своих поступков
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
делать выводы в результате совместной работы в группе
учиться графически оформлять изучаемый материал
моделировать различные ситуации
усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении
учиться договариваться и приходить к общему решению
учиться понимать эмоции и поступки других людей
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
3 - 4 класс
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.
Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Тропинка к своему Я»
Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы, формы проведения и виды деятельности учащихся.
Первый класс
Раздел 1. Мои чувства (14 часов)
Форма работы:урок-беседа, рисунок, занятие-диспут, игра, интегрированное занятие, просмотр видеофильма
Характеристика видов деятельности:
Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р)Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П)Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (К)
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6часов)
Форма работы: тесты
Характеристика видов деятельности:
Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р)
Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П)
Учиться работать в парах (К)
Раздел 3. Какой Я – какой Ты (8 часов)
Форма работы: урок-беседа, проект
Характеристика видов деятельности:
Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у других людей(П)Учиться договариваться и уважать разные мнения (К)
Раздел 4. Трудности первоклассника (5часов)
Форма работы: экскурсия, рисунок, занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р)
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения(П)
Уметь договариваться и приходить к общему решению(К)
Второй класс.
Раздел 1. Я – фантазёр (10часов)
Форма работы: рисунок, урок-беседа
Характеристика видов деятельности: Строить речевое высказывание в устной форме(Р)
Осознавать ценность умения фантазировать(П)
Учиться выполнять разные роли(К)
Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)
Форма работы: занятие-диспут, просмотр видеофильма
Характеристика видов деятельности:
Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников(Р)
Осознавать ценность умения фантазировать(П)
Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией(К)
Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)
Форма работы: интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности: Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок) (Р)
Учиться графически оформлять изучаемый материал(П)
Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (К)
Раздел 4. Я и мои друзья (10 часов)
Форма работы: игра, занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Учиться прогнозировать последствия своих поступков(Р)
Осознавать качества настоящего друга(П)
Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К)
Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)
Форма работы: урок-беседа, тест
Характеристика видов деятельности:
Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением(Р)
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей(П)
Контролировать свою речь и поступки(К)
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 8 часов)
Форма работы: интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности:
Извлекать необходимую информацию из текста(Р)
Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять (П)
Учиться толерантному отношению к другому мнению (К)
Раздел 3. Культура общения (7 часов)
Форма работы: игра, занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Правильно строить речевое высказывание в устной форме(Р)
Обогатить своё представление о культуре общения людей(П)
Соблюдать правила этикета(К)
Раздел 4. Что такое сотрудничество? (12часов)
Форма работы: рисунок, просмотр видеофильма
Характеристика видов деятельности:
Определять и формулировать цель в совместной работе (Р)
Расширить своё представление о понятии «сотрудничество(П)
Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению (К)
- из умения договориться;
- из умения уступить, если это нужно для дела;
- из умения правильно распределить роли в ходе работы.
Раздел 1. Мои силы, мои возможности (11часов)
Форма работы: урок-беседа, рисунок, тест
Характеристика видов деятельности:
Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р)
Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П)
Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К)
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5часов)
Форма работы: занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р)
Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П)
Формулировать своё собственное мнение и позицию (К)
Раздел 3. Моё будущее (5часов)
Форма работы: рисунок, интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности:
Планировать цели и пути самоизменения (Р)
Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости(П)
При работе в группе учитывать мнение товарищей(К)
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)
Форма работы: урок-беседа, проект
Характеристика видов деятельности:
Соотносить результат с целью и оценивать его(Р)
Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта(П)
Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки(К)
Форма работы: урок-беседа, проект, интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности:
Осознавать, что свобода не может быть безграничной(Р)