Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АСТРОНОМИЯ

Общеобразовательная автономная некоммерческая организация «Старая Школа»
(ОАНО «Старая Школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АСТРОНОМИИ

Ступень обучения (класс) среднее общее образование 11 класс

2019

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АСТРОНОМИЯ

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.


Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.


Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно- деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

  • цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
  • учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  • организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1. Что изучает астрономия. Наблюдения - основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
  • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Демонстрации:

- портреты выдающихся астрономов
- изображения объектов исследования в астрономии

Практические работы:

  • Практическая работа №1 «Изучение видимого звездного неба».

Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
  • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Демонстрации:

  • звездные карты
  • глобус звездного неба
  • модель небесной сферы
  • звездные каталоги и карты
  • карта часовых поясов
  • географический глобус Земли
  • разные виды часов (их изображения)

Практические работы:

1. «Определение максимальной разницы времени для школьного двора и классной комнаты»
2. «Определение географической широты местности по высоте Полярной звезды»

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

  • воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
  • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Демонстрации:

  • портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона
  • схема Солнечной системы
  • динамическая модель Солнечной системы
  • изображения видимого движения планет, планетных конфигураций
  • фотоизображения Солнца и Луны во время затмений

Практические работы:

1.Практическая работа с планом Солнечной системы.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна - двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

  • формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
  • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
  • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
  • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
  • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
  • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
  • описывать характерные особенности природы планет гигантов, их спутников и колец;
  • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
  • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
  • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
  • объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Демонстрации:

  • динамическая модель Солнечной системы
  • изображения объектов Солнечной системы
  • изображения межпланетных космических аппаратов
  • фотография поверхности Луны
  • глобус Луны
  • космические снимки планет Солнечной системы
  • таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы
  • космические снимки малых тел. Солнечной системы


Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды – далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр - светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды - маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
  • характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
  • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
  • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
  • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
  • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
  • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
  • описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
  • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;
  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Демонстрации:

  • фотоизображения Солнца и известных звезд
  • фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца
  • диаграмма Герцшпрунга - Рассела
  • схема внутреннего строения звезд
  • схема внутреннего строения Солнца
  • фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд
  • схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела

Практические работы:

1.«Определение параметров звезд с помощью диаграммы Герцшпрунга -Рассела»
2.«Определение количества солнечной энергии, падающей на поверхность школьного двора»

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверх скопления галактик. Основы современной космологии.
«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
  • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; -распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
  • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
  • формулировать закон Хаббла;
  • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
  • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
  • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва;
  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна.

Демонстрации:

  • фотографии звездных скоплений и туманностей
  • схема строения Галактики
  • фотографии разных типов галактик
  • фотографии Млечного Пути
  • схемы моделей Вселенной
  • таблица - схема основных этапов развития Вселенной
  • изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной


Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

  1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
  2. Движение Луны и смена ее фаз. Наблюдения в телескоп
    1. Рельеф Луны.
    2. Фазы Венеры.
    3. Марс.
    4. Юпитер и его спутники.
    5. Сатурн, его кольца и спутники.
    6. Солнечные пятна (на экране).
    7. Двойные звезды.
    8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
    9. Большая туманность Ориона.
    10.Туманность Андромеды.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(33 часа +1 ч резерв)

Раздел курса

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Астрономия ее значение и связь с другими науками

2

1

Практические основы астрономии

5

2

Строение Солнечной системы

7

1

1

Природа тел Солнечной системы

8

Солнце и звезды

6

2

1

Строение и эволюция Вселенной

5

Жизнь и разум во Вселенной

1

Всего

34

6

2

ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч.)

Тема

Содержание урока

Вид деятельности учащихся

1(1). Что изучает астрономия

Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано.
Практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной

Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии

2(2). Наблюдения - основа астрономии Практическая работа №1 «Изучение видимого звездного неба».

Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)

3(1). Звезды и
созвездия.
Небесные
координаты.
Звездные карты.

Звездная величина как
характеристика
освещенности, создаваемой
звездой. Согласно шкале
звездных величин разность
на 5 величин, различие в
потоках света в 100 раз.
Экваториальная система
координат: прямое
восхождение и склонение.
Использование звездной
карты для определения
объектов, которые можно
наблюдать в заданный
момент времени

Подготовка презентации
об истории названий
созвездий и звезд.
Применение знаний,
полученных в курсе
географии, о
составлении карт в
различных проекциях
Работа со звездной
картой при организации
и проведении
наблюдений

4(2) Видимое
движение звезд на
различных
географических
широтах
Практическая
работа №2
«Определение
географической
широты местности
по высоте
Полярной звезды»

Высота полюса мира над
горизонтом и ее
зависимость от
географической широты
места наблюдения.
Небесный меридиан.
Кульминация светил.
Определение
географической широты по
измерению высоты звезд в
момент их кульминации

Характеристика
отличительных
особенностей суточного
движения звезд на
полюсах, экваторе и в
средних широтах

5(3). Годичное
движение Солнца.
Эклиптика

Эклиптика и зодиакальные
созвездия. Наклон
эклиптики к небесному
экватору. Положение
Солнца на эклиптике в дни
равноденствий и
солнцестояний. Изменение в
течение года
продолжительности дня и
ночи на различных
географических широтах

Характеристика
особенностей суточного
движения Солнца на
полюсах, экваторе и в
средних широтах Земли

6(4). Движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны

Луна - ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси – сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц - период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений

Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Описание взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц

7(5). Время и
календарь.
Практическая
работа №3
«Определение
максимальной
разницы времени
для школьного
двора и классной
комнаты»

Точное время и определение
географической долготы.
Часовые пояса. Местное и
поясное, летнее и зимнее
время. Календарь - система
счета длительных
промежутков времени.
История календаря.
Високосные годы. Старый и
новый стиль

Подготовка и
презентация сообщения
об истории календаря.
Анализ необходимости
введения часовых
поясов, високосных лет
и нового календарного
стиля

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

8(1). Развитие
представлений о
строении мира

Геоцентрическая система
мира Аристотеля-Птолемея.
Система эпициклов и
дифферентов для
объяснения петлеобразного
движения планет. Создание
Коперником
гелиоцентрической системы
мира. Роль Галилея в
становлении новой системы
мира

Подготовка и
презентация сообщения
о значении открытий
Коперника и Галилея для
формирования научной
картины мира.
Объяснение
петлеобразного
движения планет с
использованием
эпициклов и
дифферентов

9(2).
Конфигурации
планет.
Синодический
период

Внутренние и внешние
планеты. Конфигурации
планет: противостояние и
соединение. Периодическое
изменение условий
видимости внутренних и
внешних планет. Связь
синодического и
сидерического (звездного)
периодов обращения планет

Описание условий
видимости планет,
находящихся в
различных
конфигурациях. Решение
задач на вычисление
звездных периодов
обращения внутренних и
внешних планет

10(3). Законы
движения планет
Солнечной
системы

Три закона Кеплера.
Эллипс. Изменение
скорости движения планет
по эллиптическим орбитам.
Открытие Кеплером законов
движения планет - важный
шаг на пути становления
механики. Третий закон -
основа для вычисления
относительных расстояний
планет от Солнца

Анализ законов Кеплера,
их значения для
развития физики и
астрономии. Решение
задач на вычисление
расстояний планет от
Солнца на основе
третьего закона Кеплера

11(4). Определение
расстояний и
размеров тел в
Солнечной
системе

Размеры и форма Земли.
Триангуляция.
Горизонтальный параллакс.
Угловые и линейные
размеры тел Солнечной
системы

Решение задач на
вычисление расстояний
и размеров объектов

12(5).
Практическая
работа №4 с
планом Солнечной
системы

План Солнечной системы в
масштабе 1 см к 30 млн км с
указанием положения
планет на орбитах согласно
данным «Школьного
астрономического
календаря» на текущий
учебный год

Построение плана
Солнечной системы в
принятом масштабе с
указанием положения
планет на орбитах.
Определение
возможности их
наблюдения на заданную
дату

13(6). Открытие и
применение закона
всемирного
тяготения

Подтверждение
справедливости закона
тяготения для Луны и
планет. Возмущения в
движении тел Солнечной
системы. Открытие планеты
Нептун. Определение массы
небесных тел. Масса и
плотность Земли. Приливы
и отливы

Решение задач на
вычисление массы
планет. Объяснение
механизма
возникновения
возмущений и приливов

14(7). Движение
искусственных
спутников и
космических
аппаратов (КА) в
Солнечной
системе.
Контрольная
работа №1

Время старта КА и
траектории полета к
планетам и другим телам
Солнечной системы.
Выполнение маневров,
необходимых для посадки
на поверхность планеты или
выхода на орбиту вокруг нее

Подготовка и
презентация сообщения
о КА, исследующих
природу тел Солнечной
системы

Следующая...

126