Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

УМЕЛЫЕ РУЧКИ

Автономная некоммерческая организация

профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «Умелые ручки»

для 2 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

Пояснительная записка

Программа разработана для занятий с учащимися 2-го класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

ценностного отношения к природе, окружающей среде;

ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Отличительные особенности программы

Базовые теоретические идеи, ключевые понятия

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).

Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому внеклассные занятия «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, мозаика стружек, цветных опилок, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, бисероплетение, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:

возраст детей и их психологические особен­ности

Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 135 часов

Из расчёта:

1 час в неделю:

1 класс – 33 часа,

2- 4 класс – 34 часа

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Умелые ручки»

Прогнозируемый результат:

Скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс, 34 часа

Количество часов Тема Материалы
Работа с природными материалами (4 часа)
1-4 Аппликация из листьев и цветов. Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Засушенные цветы, листья, шишки .жёлуди.
Работа с пластическими материалами ( 4часа)
1-2 Аппликация из пластилина. пластилин
3-4 Работа с соленым тестом бумага, картон
Объёмные и плоскостные аппликации ( 8 часов)
1-2 Аппликации из геометрических фигур бумага, картон
3-4 Аппликации и з бумаги
5-8 Объемные аппликации
Работа с бисером (6 часов)
1-6 Плетение бисером
Модульное оригами (4 часов)
1-2 Треугольный модуль оригами. Цветная бумага
3-4 Замыкание модулей в кольцо. Цветная бумага
Чудеса своими руками (7 часов)
1-4 Мозаика из различных материалов Цветная бумага
5-7 Работа с цветными нитями Цветные нити.

Календарно – тематическое планирование внеклассных

занятий « умелые руки» 2 класс.

№ п/п Кол-во часов Тема Материалы дата
1 четверть – 9 часов
1 1 Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Инструктаж по технике безопасности на занятии.
2 1 Работа с природным материалом. Панно из осенних листьев Альбомный лист, листья деревьев
3 1 Изготовление фигурок животных из шишек, желудей Шишки, желуди, пластилин
4 1 Аппликация из семян растений, крупы «Разноцветная мозаика» Картон, семена растений, крупа
5 1 Аппликация из семян растений, крупы «Разноцветная мозаика» оформление работы Семена растений, крупа
6 1 Рисование пластилином. «Осень в лесу» пластилин
7 1 Аппликация из пластилина «Русалочка» Пластилин, пластинка
8 1 Лепка из соленого теста « На лесной поляне ёжики грибочки» Цветная бумага, картон
9 1 Лепка из соленого теста « На лесной поляне ёжики грибочки» Картон , бумага, салфетка.
2 четверть- 8 часов
10- 11 2 Аппликация из геометрических фигур из разных материалов « Для Мамочки» ткань, картон, бумага.
12-13 2 Художественная мозаика из обрывных кусков бумаги « Щенок» Соленое тесто
14 1 Изготовление ёлочных украшений «Звезды» Цветная бумага
15 1 Изготовление ёлочных украшений « Снежинки» Цветная бумага
16 1 Изготовление ёлочных украшений «Фонарик» Цветная бумага
17 1 Открытка к новому году «Дед Мороз» Цветная бумага
3 четверть – 10 часов
18 1 Работа с бисером. Плетение из бисера Цветок способом нанизывания бисера на проволоку. Бисер проволока
19 1 Работа с бисером. Плетение из бисера Цветок способом нанизывания бисера на проволоку. Бисер проволока
20 1 Работа с бисером. Плетение из бисера Листья способом нанизывания. Бисер проволока
21 1 Работа с нитками. «Изо нить» Заполнение круга.
22-23 2 Работа с нитками. «Изо нить» «Петушок»
24 1 Работа с нитками. «Изо нить» «Петушок» оформление работы. Цветная бумага
25 1 Киллинг работа с бумажными полосками « Рябина» Цветная бумага
26 1 Киллинг работа с бумажными полосками « Рябина» Цветная бумага
27 1 Киллинг работа с бумажными полосками Оформление картины « Рябина»
4 четверть – 7 часов
28 1 Мозаика карандашных стружек «Сказочный герой» Опил, картон, стружка.
29 1 Мозаика карандашных стружек «Сказочный герой» Опил, картон, стружка.
30-31 2 Мягкая игрушка « Зайчик» Нитки, ткань, иголка.
32 1 Работа с нитками. Панно из разноцветных косичек и ниток. Цветные нитки, клей, ножницы
33 1 Работа с нитками. Панно из разноцветных косичек и ниток . Цветные нитки, клей, ножницы
34 1 Итоговая творческая работа
37