ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я
Автономная некоммерческая организация
профессионального образования «Старая школа»
(АНО ПО «Старая школа»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Тропика к своему Я»
для 1 класса
срок реализации – 2021/2022 учебный год
Москва
2022
1.Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Тропинка к своему Я» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 N 373»;
-Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;
-Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
-Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках социального и духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Актуальность программы
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
— умение адекватно вести себя в различных ситуациях
— умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
— способность справляться со страхами, обидами, гневом
— умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
— умение справляться с негативными эмоциями
— стремление к изучению своих возможностей и способностей
— успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Формирование психологического здоровья.
3. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
4. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
5. Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
6. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
7. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
8. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
9.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
10.Формировать терпимость к мнению собеседника.
Основные формы работы
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Формы организации занятий: проект,, занятие-диспут, интегрированное занятие, занятие-праздник, тесты, рисунок, урок-беседа, экскурсия, просмотр видеофильма, игра
2. Общая характеристика курса «Тропинка к своему Я»
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Принципы реализации программы курса
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6.Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
3. Описание места курса «Тропинка к своему Я» в учебном плане
В соответствии с учебным планом лицея предмет внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 138 часов (33 недели в 1 классе и 35 недель во 2-4 классах по 1 часу в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса «Тропинка к своему Я»
Одним из результатов освоение курса «Тропинка к своему Я» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира.
Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
1 класс
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
2 класс
Регулятивные УУД:
учиться рефлексировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников
учиться прогнозировать последствия своих поступков
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
делать выводы в результате совместной работы в группе
учиться графически оформлять изучаемый материал
моделировать различные ситуации
усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении
учиться договариваться и приходить к общему решению
учиться понимать эмоции и поступки других людей
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
3 - 4 класс
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.
Планируемые результаты освоения курса «Тропинка к своему Я»
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
Выпускник получит возможность для формирования:
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
6. Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Тропинка к своему Я»
Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы, формы проведения и виды деятельности учащихся.
Первый класс
Раздел 1. Мои чувства (14 часов)
Форма работы:урок-беседа, рисунок, занятие-диспут, игра, интегрированное занятие, просмотр видеофильма
Характеристика видов деятельности:
Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р)Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П)Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (К)
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6часов)
Форма работы: тесты
Характеристика видов деятельности:
Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р)
Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П)
Учиться работать в парах (К)
Раздел 3. Какой Я – какой Ты (8 часов)
Форма работы: урок-беседа, проект
Характеристика видов деятельности:
Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у других людей(П)Учиться договариваться и уважать разные мнения (К)
Раздел 4. Трудности первоклассника (5часов)
Форма работы: экскурсия, рисунок, занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р)
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения(П)
Уметь договариваться и приходить к общему решению(К)
Второй класс.
Раздел 1. Я – фантазёр (10часов)
Форма работы: рисунок, урок-беседа
Характеристика видов деятельности: Строить речевое высказывание в устной форме(Р)
Осознавать ценность умения фантазировать(П)
Учиться выполнять разные роли(К)
Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)
Форма работы: занятие-диспут, просмотр видеофильма
Характеристика видов деятельности:
Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников(Р)
Осознавать ценность умения фантазировать(П)
Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией(К)
Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)
Форма работы: интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности: Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок) (Р)
Учиться графически оформлять изучаемый материал(П)
Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (К)
Раздел 4. Я и мои друзья (10 часов)
Форма работы: игра, занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Учиться прогнозировать последствия своих поступков(Р)
Осознавать качества настоящего друга(П)
Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К)
Третий класс
Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)
Форма работы: урок-беседа,тест
Характеристика видов деятельности:
Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением(Р)
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей(П)
Контролировать свою речь и поступки(К)
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 8 часов)
Форма работы: интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности:
Извлекать необходимую информацию из текста(Р)
Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять (П)
Учиться толерантному отношению к другому мнению (К)
Раздел 3. Культура общения (7 часов)
Форма работы: игра, занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Правильно строить речевое высказывание в устной форме(Р)
Обогатить своё представление о культуре общения людей(П)
Соблюдать правила этикета(К)
Раздел 4. Что такое сотрудничество? (12часов)
Форма работы: рисунок, просмотр видеофильма
Характеристика видов деятельности:
Определять и формулировать цель в совместной работе (Р)
Расширить своё представление о понятии «сотрудничество(П)
Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению (К)
- из умения понять другого;
- из умения договориться;
- из умения уступить, если это нужно для дела;
- из умения правильно распределить роли в ходе работы.
Четвёртый класс
Раздел 1. Мои силы, мои возможности (11часов)
Форма работы: урок-беседа, рисунок,тест
Характеристика видов деятельности:
Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р)
Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П)
Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К)
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5часов)
Форма работы: занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р)
Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П)
Формулировать своё собственное мнение и позицию (К)