Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я

Автономная некоммерческая организация

профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Тропика к своему Я»

для 1 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

1.Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Тропинка к своему Я» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373»;

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 N 373»;

-Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;

-Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
-Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.

Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Работа по программе проводится в рамках социального и духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

Актуальность программы

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

- стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Формирование психологического здоровья.

3. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

4. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

5. Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

6. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.

7. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

8. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

9.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

10.Формировать терпимость к мнению собеседника.

Основные формы работы

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.

Формы организации занятий: проект,, занятие-диспут, интегрированное занятие, занятие-праздник, тесты, рисунок, урок-беседа, экскурсия, просмотр видеофильма, игра

2. Общая характеристика курса «Тропинка к своему Я»

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

Принципы реализации программы курса

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6.Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

3. Описание места курса «Тропинка к своему Я» в учебном плане

В соответствии с учебным планом лицея предмет внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 138 часов (33 недели в 1 классе и 35 недель во 2-4 классах по 1 часу в неделю).

4. Описание ценностных ориентиров содержания курса «Тропинка к своему Я»

Одним из результатов освоение курса «Тропинка к своему Я» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира.

Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

1 класс

Регулятивные УУД:

овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

учиться исследовать свои качества и свои особенности

учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

учиться наблюдать

моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

учиться работать в паре и в группе

выполнять различные роли

слушать и понимать речь других ребят

осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

2 класс

Регулятивные УУД:

учиться рефлексировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников

учиться прогнозировать последствия своих поступков

определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)

делать выводы в результате совместной работы в группе

учиться графически оформлять изучаемый материал

моделировать различные ситуации

усваивать разные способы запоминания информации

Коммуникативные УУД:

учиться позитивно проявлять себя в общении

учиться договариваться и приходить к общему решению

учиться понимать эмоции и поступки других людей

овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

3 - 4 класс

Регулятивные УУД:

осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

извлекать необходимую информацию из текста

определять и формулировать цель в совместной работе

учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

обогатить представление о собственных возможностях и способностях

учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

учиться контролировать свою речь и поступки

учиться толерантному отношению к другому мнению

учиться самостоятельно решать проблемы в общении

осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

формулировать своё собственное мнение и позицию

учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.

Планируемые результаты освоения курса «Тропинка к своему Я»

В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
  • Познавательные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра.
  • Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  • 6. Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Тропинка к своему Я»

    Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы, формы проведения и виды деятельности учащихся.

    Первый класс

    Раздел 1. Мои чувства (14 часов)

    Форма работы:урок-беседа, рисунок, занятие-диспут, игра, интегрированное занятие, просмотр видеофильма

    Характеристика видов деятельности:

    Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р)Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П)Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (К)

  • Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
  • Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
  • Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.
  • Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
  • Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
  • Как справиться с гневом?
  • Может ли гнев принести пользу?
  • Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?
  • Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6часов)

    Форма работы: тесты

    Характеристика видов деятельности:

    Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р)

    Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П)

    Учиться работать в парах (К)

  • Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет?
  • Как мы видим друг друга?
  • Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.
  • В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.
  • Кто такой сердечный человек.
  • Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
  • Раздел 3. Какой Я – какой Ты (8 часов)

    Форма работы: урок-беседа, проект

    Характеристика видов деятельности:

    Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у других людей(П)Учиться договариваться и уважать разные мнения (К)

  • Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.
  • Как научиться находить положительные качества у себя?
  • Как правильно оценить себя?
  • Как распознать положительные качества у других людей?
  • Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А это важно при общении с окружающими.
  • Какие качества нужны для дружбы?
  • Раздел 4. Трудности первоклассника (5часов)

    Форма работы: экскурсия, рисунок, занятие-диспут

    Характеристика видов деятельности:

    Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р)

    Учиться рассуждать, строить логические умозаключения(П)

    Уметь договариваться и приходить к общему решению(К)

  • Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
  • Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к проблеме, понять, что трудности встречаются в жизни всех первоклассников. Главное- помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице.
  • Второй класс.

    Раздел 1. Я – фантазёр (10часов)

    Форма работы: рисунок, урок-беседа

    Характеристика видов деятельности: Строить речевое высказывание в устной форме(Р)

    Осознавать ценность умения фантазировать(П)

    Учиться выполнять разные роли(К)

  • Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы?
  • Школа моей мечты - какая она?
  • Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?
  • Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром?
  • Мои сны: что в них правда, а что –фантазии?
  • Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.
  • Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
  • Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)

    Форма работы: занятие-диспут, просмотр видеофильма

    Характеристика видов деятельности:

    Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников(Р)

    Осознавать ценность умения фантазировать(П)

    Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией(К)

  • Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?
  • Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?
  • Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!
  • Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула : «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
  • Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)

    Форма работы: интегрированное занятие

    Характеристика видов деятельности: Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок) (Р)

    Учиться графически оформлять изучаемый материал(П)

    Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (К)

  • Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.
  • Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?
  • Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».
  • Почему родители наказывают детей?
  • Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
  • Раздел 4. Я и мои друзья (10 часов)

    Форма работы: игра, занятие-диспут

    Характеристика видов деятельности:

    Учиться прогнозировать последствия своих поступков(Р)

    Осознавать качества настоящего друга(П)

    Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К)

  • Каким должен быть настоящий друг.
  • Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
  • Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?
  • Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?
  • Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?
  • Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
  • Третий класс

    Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)

    Форма работы: урок-беседа,тест

    Характеристика видов деятельности:

    Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением(Р)

    Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей(П)

    Контролировать свою речь и поступки(К)

  • Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?
  • Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
  • Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
  • Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
  • Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 8 часов)

    Форма работы: интегрированное занятие

    Характеристика видов деятельности:

    Извлекать необходимую информацию из текста(Р)

    Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять (П)

    Учиться толерантному отношению к другому мнению (К)

  • Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?
  • Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?
  • Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?
  • Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях
  • Раздел 3. Культура общения (7 часов)

    Форма работы: игра, занятие-диспут

    Характеристика видов деятельности:

    Правильно строить речевое высказывание в устной форме(Р)

    Обогатить своё представление о культуре общения людей(П)

    Соблюдать правила этикета(К)

  • Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.
  • Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.
  • Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.
  • Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.
  • Как правильно познакомиться?
  • Как правильно держать себя, чтобы понравиться?
  • Раздел 4. Что такое сотрудничество? (12часов)

    Форма работы: рисунок, просмотр видеофильма

    Характеристика видов деятельности:

    Определять и формулировать цель в совместной работе (Р)

    Расширить своё представление о понятии «сотрудничество(П)

    Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению (К)

  • Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:
  • - из умения понять другого;

    - из умения договориться;

    - из умения уступить, если это нужно для дела;

    - из умения правильно распределить роли в ходе работы.

  • Что значит понимать другого и как можно этому научиться?
  • Как научиться договариваться с людьми?
  • Что такое коллективная работа?
  • Четвёртый класс

    Раздел 1. Мои силы, мои возможности (11часов)

    Форма работы: урок-беседа, рисунок,тест

    Характеристика видов деятельности:

    Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р)

    Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П)

    Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К)

  • Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета меня называют по-новому –четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от второклассника и третьеклассника?
  • Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!
  • Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь?
  • Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие».
  • Мой выбор, мой путь.
  • Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни.
  • Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь.
  • Мой внутренний мир.
  • Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю.
  • Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно.
  • Что значит верить?
  • Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!
  • Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5часов)

    Форма работы: занятие-диспут

    Характеристика видов деятельности:

    Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р)

    Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П)

    Формулировать своё собственное мнение и позицию (К)

  • Моё детство.
  • Вспомним
  • 29