Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Подвижные игры»

для 1 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для младших школьников разработана на основании основных нормативных документов:

— Закон РФ «Об образовании»;

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010г;

— Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены 29.12.2012г.);

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В 1-4 классе ведётся 3 час в неделю, всего 102 часа.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.

По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Игра в жизни ребёнка.

Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.

Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;

- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;

- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

-развивать умения ориентироваться в пространстве;

- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

-создавать условия для проявления чувства коллективизма;

- развивать активность и самостоятельность;

-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,

применению их в различных по сложности условиях.

При проведении занятий можно выделить два направления:

оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;

повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическимиупражнениямина открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.

Ожидаемый результат:

-у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

— сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

Содержание программы

Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).

Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

Подвижные игры.

«Белые медведи», «Совушка», «Удочка», «Дедушка», «Хвостики», «Ниточка и иголочка», «Охотники и утки», «Караси и щука» и др.

Спортивные игры.

Стойка баскетболиста, ведение мяча, передача и ловля мяча, бросок мяча снизу и от груди.

Требования к знаниям, умениям, навыкам в 1-4 классе:

Иметь представление о двигательном режиме четвероклассника;

Знать :

-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;

-правила и уметь организовать подвижные игры (1-4);

-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Уметь:

-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;

-выполнять правила игры.

Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.

Календарно - тематическое планирование для 1 класса

Сроки проведения Дата по факту тема развитие и формирование качеств у учащихся игры оборудование
1 Мир движений. формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья «Гуси-гуси», «Удочка», кубики, мелки, обручи, скакалки
2 Красивая осанка. формирование правильной осанки и развитие навыков бега «Хвостики». «Дедушка» гимнастические палки, ленточки. Скакалки
3 Учись быстроте и ловкости. развитие ловкости; воспитание чувства ритма «Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный» скакалки, мелки, шапочка, шарф. Варежки, лыжи. лыжные палки.
4 Сила нужна каждому. развитие силы и ловкости «Кто сильнее?», «Совушка, «Удочка с прыжками» мешочки, скакалка, коврики
5 Ловкий. Гибкий. развитие гибкости и ловкости «Удочка», «Быстрая тройка» гимнастические палки, скакалки
6 Весёлая скакалка. развитие ловкости и внимания «Хвостики», «Мышка и кошка» кубики, скакалки
7 Сила нужна каждому. развитие выносливости и силы «Рыбак», «Хвостики», мешочки, мячи
8 Развитие быстроты. развитие быстроты Упоры и седы, «Гуси-гуси», мячи, скакалки
9 Кто быстрее? развитие скоростных качеств, выносливости Лодочка,«Ниточка и иголочка», мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики
10 Скакалочка- выручалочка. развитие силы Лазание по гимнастической стенке,«Удочка скакалки, коврики.
11 Ловкая и коварная гимнастическая палка. развитие быстроты и ловкости »Совушка», эстафеты гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч
12 Команда быстроногих «Гуси – лебеди». развитие силы и ловкости «Гуси-гуси»,«Дедушка» обручи, гимнастические палки, скакалки
13 Выбираем бег. развитие скоростных качеств, ловкости Эстафеты с предметами мяч, фишки, флажки,обручи, гимнастические палки, скакалки
14 Метко в цель. развитие меткости и координации движений Эстафеты с мячами кегли, малые мячи, большие мячи
15 Путешествие по островам. развитие меткости и координации движений «Назови имя», «Бездомный заяц», мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина
16 Развиваем точность движений. развитие глазомера и точности движений «Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот» гимнастические палки, мяч
17 Эстафеты с мячами развитие физических качеств выносливости и ловкости «Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик» кегли, малые мячи, большие мячи
18 Броски мяча снизу в кольцо развитие выносливости и ловкости Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик кегли, малые мячи, большие мячи
19 Эстафеты с мячами развитие выносливости и ловкости «Кто быстрее приготовиться» кегли, малые мячи, большие мячи
20 Команда быстроногих развитие выносливости и быстроты «Штурм высоты» обручи, гимнастические палки, скакалки
21 Выбираем бег. развитие выносливости и ловкости «Салки» мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки
22 Броски мяча снизу в кольцо развитие выносливости и ловкости «Поезд», «Салки» и др. по выбору учащихся кегли, малые мячи, большие мячи
23 Эстафеты с мячами развитие физических качеств выносливости и ловкости «Мороз – Красный нос» Игры по желанию учащихся кегли, малые мячи, большие мячи
24 Выбираем бег. развитие физических качеств выносливости и ловкости Игры по желанию учащихся мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки
25 Метко в цель. развитие выносливости и скоростных качеств «Горелки». Игры по желанию учащихся кегли, малые мячи, большие мячи
26 Удивительная пальчиковая гимнастика. развитие ловкости и быстроты «Метание в цель», «Попади в мяч» теннисные мячики, 2 волейбольных мяча
27 Развитие скоростных качеств. развитие скоростных качеств и меткости «Быстро в строй», командные «колдунчики» мячи
28 Развитие выносливости. развитие выносливости, быстроты и реакции «Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки» мяч, гимнастическая палка
29 Развитие реакции. развитие быстроты, скорости, реакции «Пустое место», «Часовые и разведчики» мешочки с песком
30 «Удочка». развитие быстроты и выносливости «Удочка», «Не урони мяч» булавы, мяч, фишки
31 Прыжок за прыжком. развитие быстроты, ловкости, выносливости «Прыжок за прыжком» флажки, эстафетная палочка
32 Мир движений и здоровья. развитие скоростных качеств , ловкости «Хвостики», «Падающая палка» ленточка, гимнастическая палка. мячи
33 Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми. развитие ловкости и быстроты «Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками»

Календарно - тематическое планирование для 2-3 класса

Сроки проведения Дата по факту тема развитие и формирование качеств у учащихся игры оборудование
1 Мир движений. формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья «Охотники и утки», кубики, мелки, обручи, скакалки, мячи
2 Красивая осанка. формирование правильной осанки и развитие навыков бега «Совушка, «Кто быстрей?» гимнастические палки, ленточки. Скакалки
3 Учись быстроте и ловкости. развитие ловкости; воспитание чувства ритма «Охотники и утки» скакалки, мячи
4 Сила нужна каждому. развитие силы и ловкости «Кто сильнее?», «Хвостики», «Совушка, мешочки, скакалка, коврики
5 Ловкий. Гибкий. развитие гибкости и ловкости «Охотники и утки», гимнастические палки, скакалки
6 Весёлая скакалка. развитие ловкости и внимания эстафеты кубики, скакалки
7 Сила нужна каждому. развитие выносливости и силы «Охотники и утки» мешочки, мячи
8 Развитие быстроты. развитие быстроты «Хвостики», мячи, скакалки
9 Кто быстрее? развитие скоростных качеств, выносливости «Удочка» мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики
10 Скакалочка- выручалочка. развитие силы «Белые медведи»,эстафеты скакалки, коврики.
11 Ловкая и коварная гимнастическая палка. развитие быстроты и ловкости «Дедушка», «Хвостики» гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч
12 Команда быстроногих «Гуси – лебеди». развитие силы и ловкости «Охотники и утки», «Караси и щука обручи, гимнастические палки, скакалки
13 Выбираем бег. развитие скоростных качеств, ловкости Эстафеты с предметами мяч, фишки, флажки,обручи, гимнастические палки, скакалки
14 Метко в цель. развитие меткости и координации движений Эстафеты с мячами кегли, малые мячи, большие мячи
15 Путешествие по островам. развитие меткости и координации движений «Назови имя», «Бездомный заяц», мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина
16 Развиваем точность движений. развитие глазомера и точности движений «Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот» гимнастические палки, мяч
17 Эстафеты с мячами развитие физических качеств выносливости и ловкости «Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик» кегли, малые мячи, большие мячи
18 Броски мяча снизу в кольцо развитие выносливости и ловкости Эстафеты с мячами кегли, малые мячи, большие мячи
19 Эстафеты с мячами развитие выносливости и ловкости «Огонь с четырех сторон» кегли, малые мячи, большие мячи
20 Команда быстроногих развитие выносливости и быстроты «Совушка,Эстафеты обручи, гимнастические палки, скакалки
21 Выбираем бег. развитие выносливости и ловкости «Охотники и утки», «Салки»,Эстафеты мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки
22 Броски мяча снизу в кольцо развитие выносливости и ловкости «Пионербол» кегли, малые мячи, большие мячи
23 Эстафеты с мячами развитие физических качеств выносливости и ловкости «Мороз – Красный нос» Игры по желанию учащихся кегли, малые мячи, большие мячи
24 Выбираем бег. развитие физических качеств выносливости и ловкости Игры по желанию учащихся мяч, фишки, флажки, обручи, гимнастические палки, скакалки
25 Метко в цель. развитие выносливости и скоростных качеств «Горелки». Игры по желанию учащихся кегли, малые мячи, большие мячи
26 Удивительная пальчиковая гимнастика. развитие ловкости и быстроты «Метание в цель», «Попади в мяч» теннисные мячики, 2 волейбольных мяча
27 Развитие скоростных качеств. развитие скоростных качеств и меткости «Быстро в строй», командные «колдунчики» мячи
28 Развитие выносливости. развитие выносливости, быстроты и реакции «Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки» мяч, гимнастическая палка
29 Развитие реакции. развитие быстроты, скорости, реакции «Пустое место», «Часовые и разведчики» мешочки с песком
30 «Удочка». развитие быстроты и выносливости «Удочка», «Не урони мяч» булавы, мяч, фишки
31 Прыжок за прыжком. развитие быстроты, ловкости, выносливости «Прыжок за прыжком» флажки, эстафетная палочка
32 Мир движений и здоровья. развитие скоростных качеств , ловкости «Хвостики», «Падающая палка» ленточка, гимнастическая палка. мячи
33 Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми. развитие ловкости и быстроты «Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками»

Календарно - тематическое планирование для 4 класса

Тема занятий Кол-во часов Форма контроля Место проведения Сроки проведения Дата проведения по факту
1. Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды. Комплекс ОРУ в движении. Стойка баскетболиста 1 Беседа наблюдение Спортивный зал Спортивная площадка

2. Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Воробушки и кот». Игра «Пятнашки маршем». 1 наблюдение Спортивная площадка
3. Комплекс ОРУ на месте. Ведение мяча на месте 1 наблюдение Спортивная площадка
4. Комплекс ОРУ с предметами . Ведение мяча в движении. Игра «Караси и щуки». Игра «Игра «Без пары». 1 наблюдение Спортивная площадка
5. Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в шеренгах. Комплекс ОРУ с малыми мячами.Ведение мяча в движении. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч среднему». Игра "Головой, ногой через сетку". 1 Беседа наблюдение Спортивный зал
6. Комплекс ОРУ с большими мячами.Ведение мяча в змейкой. Игра «Мяч – соседу». Игра «Охотники». 1 наблюдение Спортивный зал
7. Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра «Отгадай, кто бросил» 1 наблюдение Спортивный зал
8. Комплекс ОРУ с мячами. Передача и ловля мяча. Игра «Подвижная цель». Игра «Мяч в центре». 1 наблюдение Спортивный зал
9. Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч капитану", "Пионербол". Игра "Головой, ногой через сетку". 1 наблюдение Спортивный зал
10. Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол". 1 наблюдение Спортивный зал
11. Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол". 1 наблюдение Спортивный зал
12. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Профилактика детского травматизма. Комплекс ОРУ. Ловля мяча. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде».

1 Беседа наблюдение Спортивный зал
13. Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон» 1 наблюдение Спортивный зал
14. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон» с элементами баскетбола 1 наблюдение Спортивный зал
15. Комплекс ОРУ. Пионербол 1 наблюдение Спортивный зал
16. Комплекс ОРУ. Пионербол 1 Беседа наблюдение Спортивный зал
17. Комплекс ОРУ. Пионербол 1 наблюдение Спортивный зал
18. Комплекс ОРУ на месте. Игра «Садовник». Игра «Наблюдатели». Игра "Городки". 1 наблюдение Спортивный зал
19. Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон» 1 Беседа наблюдение Спортивный зал
20. Комплекс ОРУ. Пионербол 1 наблюдение Спортивный зал
21. Комплекс ОРУ. Пионербол 1 наблюдение Спортивный зал
22. Комплекс ОРУ. Пионербол 1 наблюдение Спортивный зал
23. Комплекс ОРУ. Пионербол 1 наблюдение Спортивный зал
24. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу 1 наблюдение Спортивный зал
25. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу 1 Беседа наблюдение Спортивный зал
26. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от груди 1 наблюдение Спортивный зал
27. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от груди 1 наблюдение Спортивный зал
28. Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку 1 наблюдение Спортивный зал
29. Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку 1 наблюдение Спортивный зал
30. Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж по ТБ. Способы деления на команды. Повторение считалок. Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами.

1 Беседа

наблюдение

Спортивный зал
31. Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами. 1 наблюдение Спортивная площадка
32. Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами». 1 наблюдение Спортивная площадка
33. Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи). 1 наблюдение Спортивная площадка
34. Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи). 1 наблюдение анкетирование Спортивный зал

Методическое обеспечение.

  1. «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2018.
  2. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2017.
  3. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2017.
  4. «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2019.
  5. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2018.
  6. «Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2020.
  7. Жуков М.Н. «Подвижные игры»: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 160 с
47