Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

В СТРАНЕ ЗНАЕК

Автономная некоммерческая организация

профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «В стране знаек»

для 4 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «В стране Знаек» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Отличительные особенности программы:

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

Актуальность программы позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.

Участники программы:учащиеся 1 – 4 класса.

  • Место курса в учебном плане

Срок реализации 1год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа, во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 40 мин во 2-4 классах.

Цели программы:создание условий для формирования интеллектуальной активности

Задачи программы:

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать младших школьников работе с различными источниками информации
  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

Основу программы составляют развивающие упражнения:

  • ¾задания на развитие внимания;
  • ¾задания на развитие памяти;
  • ¾задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
  • ¾задания на развитие мышления;
  • ¾задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Формы и методы работы:

¾эвристическая беседа;

¾исследование;

¾проблемно-поисковые задания;

¾наблюдение;

¾лингвистические игры;

¾индивидуальные задания.

Планируемые результаты освоения программы

¾Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

¾Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

¾Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

сравнивать предметы по заданному свойству;

определять целое и часть;

устанавливать общие признаки;

находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

определять последовательность действий;

находить истинные и ложные высказывания;

наделять предметы новыми свойствами;

переносить свойства с одних предметов на другие.

применять правила сравнения;

задавать вопросы;

находить закономерность в числах, фигурах и словах;

строить причинно-следственные цепочки;

упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

находить ошибки в построении определений;

делать умозаключения.

выделять свойства предметов;

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

сопоставлять части и целое для предметов и действий;

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

приводить примеры истинных и ложных высказываний;

приводить примеры отрицаний;

проводить аналогию между разными предметами;

выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Обучающиеся научатся

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатами занятий программы «В сране Знаек» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные результаты:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

учиться выражать свои мысли, аргументировать;

овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

учиться отличать факты от домыслов;

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

учиться овладевать измерительными инструментами.

овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

соблюдать нормы этики и этикета;

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

развивать доброжелательность и отзывчивость;

развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

учиться аргументировать, доказывать;

учиться вести дискуссию.

марафон.

  • Формы учета знаний и умений
  • Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
  • Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
    участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги; турниры и т.д.)
  • Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
  • Содержание программы

    Название темы Кол-во часов
    Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный» 1
    Страна «Почитай - ка» 1
    Математический КВН 1
    Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина». 1
    Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д. 1
    Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла - с буквы заглавной я написала». 1
    Буквенные головоломки. 1
    КВН «Времена года». 1
    Интеллектуальная игра «Обо всём на свете» 1
    Игра «Цветик – семицветик» 1
    Тест «Сравнение», «Алгоритм» 1
    Звуковые схемы слова. 1
    Причинно-следственные цепочки 1
    КВН «Мы друзья природы» 1
    «Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам». 1
    Анаграммы, шарады. 1
    «Рисуй, как я». 1
    Игра «что из чего получается» 1
    КВН «Пословицы и поговорки» 1
    Расшифруй сообщение. 1
    Симметрия. Симметричные фигуры. 1
    Игра «что из чего получается?» 1
    Тема и главная мысль текста. 2
    Необычные задачки. 1
    Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером» 1
    Викторина «Что? Где? Когда?» 1
    Игра «Незнайкин бенефис» 1
    Игра «Художник» 1
    Тест «Отношения». 1
    Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». 1
    Составление загадок, чайнвордов. 1
    Конкурс Эрудитов. 1
    Итоговый тест. 1

    Учебно-тематическое планирование

    №№п/п Тема занятия Ко-во часов Описание примерного содержания занятий Примечания
    1. Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный» 1 Выполнение входного теста, задания на развитие внимания, памяти и мышления.
    2. Страна «Почитай - ка» 1 Учащиеся работают с текстом: читают, отвечают на вопросы, выполняют задания к тексту.
    3. Математический КВН 1 Конкурсы, эстафеты по математике.
    4. Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина». 1 Игра «Узнай сказку», кроссворд, ребусы и т.д.
    5. Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д. 1 Игры на развитие внимания, памяти, мышления.
    6. Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла - с буквы заглавной я написала». 1 Игровые и развлекательные задания
    7. Буквенные головоломки. 1 Игры с буквами: «составь слово», «Отгадай», «Буква потерялась» и т.д.
    8. КВН «Времена года». 1 Игры «Назови художника», «Кто больше», «Бывает – не бывает».
    9. Интеллектуальная игра «Обо всём на свете» 1 Игры и задания на развитие внимания, памяти, воображения.
    10. Игра «Цветик – семицветик» 1 Интеллектуальная игра – путешествие.
    11. Тест «Сравнение», «Алгоритм» 1 Работа с тестами. Тест №2
    12. Звуковые схемы слова. 1 Игры на развитие умения делить слова на слоги, выделять звуки в разных позициях в слове, давать характеристику звукам слова.
    13. Причинно-следственные цепочки 1 Учимся устанавливать причинно-следственные связи через различные игры и задания.
    14. КВН «Мы друзья природы» 1 Закрепление знаний о природе, её особенностях, загадки, конкурсы, викторины.
    15. «Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам». 1 Игры на развитие мышления, внимания, памяти.
    16. Анаграммы, шарады. 1 Отгадывание анаграмм, шарад. Прямое и переносное значение слов.
    17. «Рисуй, как я». 1 Графические диктанты, самостоятельное составление подобных диктантов.
    18. Игра «что из чего получается» 1 Учимся расуждать.
    19. КВН «Пословицы и поговорки» 1 Учимся составлять пословицы, объяснять их значение, по началу пословицы, находить её продолжение.
    20. Расшифруй сообщение. 1 Учимся строить текст.
    21. Симметрия. Симметричные фигуры. 1 Понятие «Симметрия», учимся строить симметричные фигуры.
    22 Игра «что из чего получается?» 1 Учимся рассуждать.
    23 24. Тема и главная мысль текста. 2 Чтение сказок. Учимся выделять тему и главную мысль текста сказок.
    25. Необычные задачки. 1 Решение логических задачек
    26. Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером» 1 Игра на развитие памяти, мышления, обогащение знаний учащихся в разных направлениях.
    27. Викторина «Что? Где? Когда?» 1 Интеллектуальная игра с заданиями из разных предметных областей
    28. Игра «Незнайкин бенефис» 1 Интеллектуальная игра с заданиями из разных предметных областей.
    29. Игра «Художник» 1 Работаем с геометрическими фигурами. Развиваем воображение, мышление.
    30. Тест «Отношения». 1 Работа с тестом.
    31. Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». Игры, викторины и задания на развитие логического мышления. Решение логических задач – шуток.
    32. Составление загадок, чайнвордов. 1 Развитие творческого мышления, фантазии.
    33. Конкурс Эрудитов. 1 Игры на развитие логики, мышления, внимания.
    34. Итоговый тест. 1

    Материально-техническое обеспечение учебного курса

    Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Примечание
    Книгопечатная продукция
    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2020.- 223 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 3. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2014г.

    4.Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2019г.

    • 4.Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2017г.

    1. 5. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 2017

    2.6. М.Басова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2014

    3.7. Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2017

    4.8. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 2019

    5.9. В.Волина « Праздник числа» М, 2016

    6.10. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2019

    7.11. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 2016

    8. 12. «Речевые секреты» под редакцией Т.Ладыженской, М, 2018

    9.«Старинные вятские загадки» Киров, 2019

    10. 13. Олимпиадные задания для 1-4 класса. Сборники заданий.

    26