Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

ШКОЛА ДОКТОРА ЗДОРОВЬЕ

Автономная некоммерческая организация

профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «Школа докторов здоровья»

для 4 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

Программа курса «Школа докторов здоровья»

Пояснительная записка

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- интенсификация учебного процесса;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • -сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • -формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • -обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • -научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • -добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Данная программа строится на принципах:

-Научности;в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

  • -Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

-Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • -Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

-навыки дискуссионного общения;

-опыты;

-игра.

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.

Количество учащихся составляет 15-20 человек.

Режим проведения занятий:

1-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.

2-й год обучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц.

3-й год обучения 1час в неделю, 4часа в месяц.

4-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

-чтение стихов, сказок, рассказов;

-постановка драматических сценок, спектаклей;

-прослушивание песен и стихов;

-разучивание и исполнение песен;

-организация подвижных игр;

-проведение опытов;

-выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

-выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

-осуществлять активную оздоровительную деятельность;

-формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

-факторы, влияющие на здоровье человека;

-причины некоторых заболеваний;

-причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

-виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

-о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

-основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Тематическое планирование

1 год обучения(33 часа)

Тема занятия Количество часов
1 Советы доктора Воды. 1
2 Друзья Вода и Мыло. 1
3 Глаза – главные помощники человека. 1
4 Подвижные игры 1
5 Чтобы уши слышали. 1
6 Почему болят зубы. 1
7 Чтобы зубы были здоровыми. 1
8 Как сохранить улыбку красивой. 1
9 Подвижные игры 1
10 «Рабочие инструменты» человека. 1
11 Зачем человеку кожа 1
12 Надёжная защита организма 1
13 Если кожа повреждена 1
14 Подвижные игры 1
15 Питание – необходимое условие для жизни человека 1
16 Здоровая пища для всей семьи 1
17 Сон – лучшее лекарство 1
18 Какое настроение? 1
19 Я пришёл из школы 1
20 Подвижные игры 1
21-22 Я - ученик 2
23-24 Вредные привычки 2
25 Подвижные игры 1
26 Скелет – наша опора 1
27 Осанка – стройная спина 1
28 Если хочешь быть здоров 1
29 Правила безопасности на воде 1
30-31 Подвижные игры 2
32-33 Обобщающие уроки «Доктора природы» 2
25