МОЯ РОДИНА
Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Старая школа»
(АНО ПО «Старая школа»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Моя Родина»
для 4 класса
срок реализации – 2021/2022 учебный год
Москва
2022
Пояснительная записка
Направленность программы «Моя Родина»:
- -по содержанию является духовно-нравственной;
- -по функциональному предназначению – общекультурной;
- -по форме организации – общедоступной, коллективной;
- -по времени реализации – длительной подготовки.
Программа «Моя Родина» составлена на основе:
- -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785).
- -«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2011.- 223с.-(стандарты второго поколения)
- -Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников
- -Основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Моя Родина» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Новизна программы
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
- Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
- Программа «Моя Родина» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Актуальность программы
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания определяется:
-противоречием между потребностью общества в личности настоящего гражданина и отсутствием государственной системы воспитания гражданина;
-потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий воспитания школьника.
Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.
В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Педагогическая целесообразность
Программа направлена на социализацию учащихся в окружающем мире, на реализацию гражданско-патриотического воспитания младших школьников, разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по циклическому принципу и рассчитана на четыре года.
Данная программа ориентирована на воспитание достойных граждан России, способствует формированию гражданского самосознания учащихся, адаптирована для детей младшего школьного возраста и соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , с реалиями сегодняшнего дня.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Она включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует проводить встречи с интересными людьми: экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы:
— углубление знаний учащихся о Родине, своем крае, месте рождения;
— более содержательное знакомство с историей своей семьи;
— углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России;
— воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
— расширение и углубление знаний об окружающем мире и взаимодействии человека с природой;
— понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
— создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
— формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
— утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
— развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
— воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
— повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе).
Обучающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим районом, ближайшей зеленой зоной (лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
В основу программы были положены следующие педагогические принципы и подходы:
1)Принцип целостного подхода к развитию личности – в сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
2)Принцип развивающего характера деятельности - в организации деятельности посильной для конкретной личности, определение четко выраженного результата деятельности, стимулирование творчества и самостоятельности.
3)Принцип природосообразности – принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.
4)Принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
5)Личностно – ориентированный подход – уважение личности, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Ценностные ориентиры программы:
Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Активность жизненной позиции.
Духовность: любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
Единство: воспитание чувства коллективизма, сплоченности.
Желание творить – всегда залог успеха.
Доброта: доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 10 лет.
Сроки реализации: 4 года.
1класс «Маленькие Россияне» 33 часа (1 час в неделю)
2 класс «Моя Малая Родина» 34 часов (1 часа в неделю)
3 класс «Россия – Родина Моя» на 34 часа (1 час в неделю)
4 класс «Становление будущего гражданина» на 34 часа (1 час в неделю)
Формы занятий
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Используются теоретические и практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная).
Теоретические занятия:
-Беседы
-Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
-Классный час
-Сообщения
-Встречи с интересными людьми
-Литературно – музыкальные композиции
-Просмотр и обсуждение видеоматериала
-Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
-Поездки, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия:
-Творческие конкурсы
-Выставки декоративно-прикладного искусства
-Коллективные творческие дела
-Соревнования
-Показательные выступления
-Праздники
-Викторины
-Интеллектуально-познавательные игры
-Трудовые дела
-Тренинги
-Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
-Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
-Заочные путешествия
-Акции благотворительности, милосердия
-Творческие проекты, презентации
-Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
-Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Режим занятий:
Программа разработана для учащихся 1-4 классов, реализуется через развивающие занятия во внеурочное время один раз в неделю. Время занятия: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 класс – 40 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Планируемые результаты реализации программы
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.
Личностные включают в себя:
— развитие интереса;
— действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);
— формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;
— формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
— формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;
— формирование желаний выполнять действия;
— использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.
Метапредметные включают в себя:
регулятивные
- введение правил;
— разный вид деятельности;
— разучивание игр.
Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.
познавательные
— формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
— формирование знаний о современных профессиях;
— формирование знаний об истории города, поселка.
Реализуется через изучение адреса своего проживания, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по селу, в музей школы, к памятникам сел, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.
коммуникативные
— формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
— формирование умения слушать и вступать в диалог;
— формирование умения в постановке вопросов;
— умение строить устный рассказ;
— формирование умений работать в парах, малых группах.
Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в селе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.
Предметные результаты:
— усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
— владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, социальная помощь, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание(на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах);
— владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
— овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
— умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
— умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Формы подведения итогов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Формы и средства контроля
-Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
-Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
-Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
-Изучение самооценки личности младшего школьника;
-Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
-Проектная методика «Автопортрет»;
-Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
-Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
-Социометрия;
-Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
-Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
-Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
-Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
Содержание курса
1 класс «Маленькие Россияне» - 33 часа
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
1. Праздник первого звонка.
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе.
3. Беседа «Кто я? Какой я?», «Что такое личность?»
4. Правила поведения в школе. Урок – игра.
Содержание и методическое обеспечение: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
5. Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»
6. Праздник «Семейные традиции»
7. «Толерантность – путь к милосердию»
8. Фотовыставка «Я и моя семья»
9. Праздник «Папа, мама, я – дружная семья»
10. Беседа «Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?»
Содержание и методическое обеспечение: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», «Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
11. Посещение художественной выставки и фотовыставки.
12. Встреча с творческими людьми.
13. История села. Экскурсия в музей
14. Книжкина неделя. Экскурсия в библиотеку.
15. Школа вежливости. Урок-игра.
Содержание и методическое обеспечение: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров в форме заочных путешествий, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, выставки книг, книжкина неделя, КВН. Час откровенного разговора.
4.“Я и школа”(7ч) – формирование гражданского отношения к школе.
16. Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности.
17. Выставка рисунков «Моя школа»
18. Конкурс сочинений «Моя школа будущего».
19. Акция «Библиотеке нашу помощь»
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.
21. Трудовой десант «Укрась территорию своей школы».
22. Игра «Самое сильное звено».
Содержание и методическое обеспечение: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
24. Беседа о государственной символике страны, малой родины.
25. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.
26. С чего начинается Родина? КВН
27. Поклон тебе, солдат России. Беседа о военных песнях.
28. Права и обязанности ребенка. Беседа
29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка.
Содержание и методическое обеспечение: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ и труда, участниками локальных войн.
6.“Я и планета”(5ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
30. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.
31. Десант чистоты и порядка.
32. Самый красивый школьный двор. Акция.
33. Круглый стол «Я - житель планеты земля».
Содержание и методическое обеспечение: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой», мероприятия: «Планета просит помощи», «Мягкие лапки, а в лапках царапки», «В гости к зеленой аптеке».
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч
1.“Я и я”(4ч) - формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
1. Я – ученик. Конкурс сочинений
2. Мой портфель. Урок-игра.
3. Подумай о других. Беседа с элементами игры.
4. Игры на развитие произвольных процессов (диагностика, сбор игр).
Содержание и методическое обеспечение: знакомство детей с обязанностями ученика в школе. Составление плана сочинения. Осуществляют разбивку на группы, планируют работу, выбирают формы и способы презентации. Личностное самосовершенствование. Проводит предварительные беседы, анализирует с детьми различные школьные ситуации. Выполняют запланированные действия самостоятельно. Проводят оценку (самооценку) результатов деятельности. Выступление в классе.
2.“Я и семья”(5ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.
5. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.
6. Моя любимая мамочка. Конкурс сочинений, рисунков.
7. Об отце говорю с уважением. Сообщение.
8. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс-соревнование.
9. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений.
Содержание и методическое обеспечение: организует конкурс рисунков с привлечением родителей. Осуществляют с помощью родителей сбор информации, оформляют свои рисунки. Проводит подготовительную беседу на тему любви к матери, организует конкурс сочинений и рисунков.Вместе с родителями готовят сообщение, приносят фотографии пап и выступают перед классом. Дети вместе с родителями активно участвуют в соревновательной программе. Слушают сказки, отвечают на вопросы по содержанию. Делают выводы.
3.“Я и культура”(4ч) - формирование отношения к искусству.
10. Родной край в древности. Экскурсия в сельский краеведческий музей.
11..Поэты и писатели нашего города. Встреча с творческими людьми.
12. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа.
13. Широкая Масленица. Беседа с элементами игры.
Содержание и методическое обеспечение: Формирует положительное отношение к искусству. Участвуют в коллективном анализе увиденного, оценивают его роль. Осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему занятия. Экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, виртуальное посещение театров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок.
4.“Я и школа”(6ч) - формирование гражданского отношения к школе.
14.Обязанности ученика в школе. Беседа.
15. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.
16. Самый уютный класс. Трудовые дела.
17. Школьная символика (гимн, герб, флаг). Конкурс рисунков.
18. По каким правилам мы живем в школе? Беседа.
19. Десант чистоты и порядка. Трудовой десант.
Содержание и методическое обеспечение: Формирует гражданское отношение к Отечеству через беседу, показ презентации. Организует конкурс рисунков. Просмотр и обсуждение презентации, участвуют в конкурсе рисунка «Герб нашей школы».Организует встречу с заведующей школьным музеем, показ презентации. Дети обсуждают увиденное, получают дополнительную информацию.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.
20.Урок Мира. Праздник.
21. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Беседа.
22. Мы и наши права. Беседа.
23. Моё любимое село. Экскурсия.
24. О чем шепчет название села.
25. Наш район и область. Заочное путешествие.
26. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Беседа.
27. Участники и дети Великой Отечественной войны – наши земляки.
28. Открытка ветерану. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
Содержание и методическое обеспечение: Формирует гражданское отношение к Отечеству через беседу, показ презентации. Организует конкурс рисунков. Просмотр и обсуждение презентации, участвуют в конкурсе рисунка «Герб моего села».Учит находить информацию.
Осуществляют практическую работу по изготовлению открыток. Осуществляют самоконтроль. Сравнивают конечный продукт. Приносят фотографии родственников, участников ВОВ, задают вопросы, рассказывают о своих дедушках, папах. Обсуждают услышанное, обмениваются впечатлениями, оформляют проект, изготовляют продукт (презентацию)
6.“Я и планета”(6ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.
29. Осень в родном селе. Конкурс рисунков.
30. Знай и люби свой край. Праздник.
31. Экология нашего города. Беседа.
32. День добрых волшебников. Коллективные творческие дела.
33. Уж тает снег, бегут ручьи. Конкурс стихотворений.
34. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
Содержание и методическое обеспечение:Организует конкурс рисунков, привлекает родителей. Формирует гражданское отношение к экологии села, показ презентации. Руководит деятельностью по изготовлению кормушек. Мотивирует учащихся, создаёт чувство радости; подчёркивает социальную и личностную важность достигнутого. Побуждает у учащихся интерес к теме занятия. Помогает в отборе литературного материала. Отбирает необходимый материал, ведёт предварительную работу по подготовке к викторине.
3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
- Кому нужна моя помощь? КТД
- Кто что любит и умеет делать.
- Быть человеком. Дискуссия.
- Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из сказок.
Содержание и методическое обеспечение:Диагностика. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. Организация просвещения учащихся по сохранению, развитию и коррекции здоровья. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни
2.“Я и семья”(10ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
1. В гостях у предков.
2. Почему меня так назвали.
3. Что значит быть хорошим сыном и дочерью.
4. Моя семья – моя радость.
5. Мой папа – мастер на все руки.
6. Спешите творить добро!
7. Панорама добрых дел.
8. Народный лечебник. Бабушкины советы.
9. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.
10. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям.
Содержание и методическое обеспечение: Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Семейные ценности. Семейные праздники. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Уважение к членам семьи. Воспитание хорошего семьянина. Воспитание ребёнка, любящего своих родителей. Социальные роли сына – мужа, дочери – матери.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
1. Богатыри земли Русской. Урок вернисаж.
2. Мои любимые книги. Выставка книг.
3. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
4. Заочная экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Содержание и методическое обеспечение: Экскурсии в вернисаж, библиотеку. Формирует положительное отношение к искусству. Участвуют в коллективном анализе увиденного, оценивают его роль. Осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему занятия. Заочные экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок.
4.“Я и школа”(4ч) – формирование гражда