Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

ПРЕКРАСНОЕ РЯДОМ

Автономная некоммерческая организация

профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «Прекрасное рядом»

для 4 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

Пояснительная записка

В основу авторской программы внеурочной деятельности общекультурного направления «Прекрасное рядом» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данный курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в мир художественных образов, творческих открытий, создает условия для культурного и духовного самоопределения, понимания своего места в системе мировой культуры.

Тематическая последовательность и целостность развития данного курса помогают обеспечить эмоциональные контакты с культурными ценностями вокруг нас на каждом этапе обучения. Дети поднимаются год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры, нравственных и духовных образов.

Актуальность данной программы заключается в следующем.Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности, благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в это период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, наблюдателя посредством включения ребенком в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей, а также посредством наблюдения за красотой вокруг нас.

Цель программы: создать условия для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, создать условия для развития интереса к различным видам искусства, культуре родного края, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи программы:

– расширять кругозор и познавательную деятельность;

– учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

– учить приемам исполнительского мастерства;

– формировать читательскую культуру;

– формировать представлений об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;

– формировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать;

– развивать способности, помогающие достижению успеха в творческой деятельности;

– развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

– развивать способности наблюдать за природой и видеть прекрасное в ней;

– воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к произведениям культуры;

– воспитывать чувства любви и гордости к родному краю;

– воспитывать доброжелательное отношение к природе.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, рассуждения об увиденном, подбор и чтение литературных произведений, прослушивание и исполнение театральных спектаклей и музыкальных произведений, т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, истории и дальнейшее накопление этого опыта.

В практике работы программы возможны следующие формы работы: индивидуальное восприятие; работа в парах с творческим обсуждением; индивидуально-коллективная работа; экскурсии; игровые занятия, знакомство с художественной литературой, с великими творческими людьми настоящего и прошлого, участие в различных творческих конкурсах.

Освоение содержания программы курса способствует творческому, эмоциональному, эстетическому развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Формы диагностики учета результатов освоения программы

Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Литературном чтении», «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Программа «Прекрасное рядом» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. Возраст участников – 7-11 лет. На изучение курса отводится 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа, во 2 – 4 классах – по 34 часа в год. Всего - 135 часов.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Прекрасное рядом»

Личностными результатами является сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД):

– Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу.

– Опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

– Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка.

– Проявлять чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

– Рассказывать об увиденном в (театре, музее, библиотеке, на природе).

– Разумно управлять собственной речью в различных ситуациях.

– Самостоятельно читать книги, участвовать в мероприятиях.

Метапредметными результатами является сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

– Формулировать цель деятельности на творческих занятиях, экскурсиях с помощью учителя.

– Определять последовательность действий на творческих занятиях.

– Высказывать своё мнение (версию) после просмотра спектакля, посещения экскурсий, музеев, выставок и пр.

– Работать на творческих занятиях по предложенному учителем плану.

– Вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

–Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку собственнойдеятельности на творческих занятиях.

– Проявлять интерес к культуре своего Отечества, края.

Познавательные УУД:

– Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения творческих работ;

– Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений отечественного искусства;

– Обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах.

– Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную после посещения театров, экскурсий, библиотек, экскурсий на природу.

– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

– Изучать культуру родного края.

– Эстетически оценивать явления природы, событий окружающего мира;

Коммуникативные УУД:

– Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

– Уметь донести свою позицию до других.

– Слушать и понимать речь других.

– Умение вести проблемный диалог с помощью учителя (побуждающий и подводящий диалог).

– Договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

– Приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки.

– Наблюдать и видеть. слушать и слышать прекрасное в природе.

– Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Контроль и оценка планируемых результатов

Для оценки степени достижения планируемых результатов предполагается использовать следующие показатели:

– Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс.

– Правильность выполняемых действий, соблюдение правил техники безопасности.

– Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.

– Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий.

Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Содержание программы

Данная программа осуществляет взаимосвязь между различными образовательными областями: литературное чтение, окружающий мир, искусство, история, риторика, технология и представлена следующими содержательными линиями:

1.Прекрасное в искусстве.

2.Мир театра.

3.Волшебный мир книг.

4.Культура родного края.

5.В мире природы.

В разделе «Прекрасное в искусстве» дети получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, культурных традиций, фольклора народов России; получат возможность посетить музеи и выставки.На основе приобретенных навыков обучающимся предоставляется возможность полного самовыражения в создании фантастических образов растений, животных, сказочных героев, красочных образов окружающих предметов и явлений через творческие проекты.

Раздел «Мир театра» учит детей коллективной работе, работе с партнёром, общаться со зрителем. В ходе занятий учащиеся учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. В разделе ведется работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Важной формой занятий являются экскурсии в театр.

Раздел «Волшебный мир книг» посвящен воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу. По итогам прочтения книг дома и в школе выполнение проектных групповых работ, изготовление плакатов, инсценирование. В этом разделе также планируется посещение библиотек. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.

Раздел «Культура родного края» отражает системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. В данном разделе рассматриваются природные, культурные, исторические объекты Татарстана. Организация деятельности нацелена на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой. Раздел предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися с применением иллюстративных материалов и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации, викторины, тематические и обзорные экскурсии. Помимо коллективных занятий, предполагается выполнение домашних заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов.

Раздел «Мир природы» предполагает развитие умения наблюдать за красотой природы во всех ее проявлениях. Дети будут рассматривать растениям, животные, а также объекты неживой природы не только со стороны заботы о них и охраны. Предполагается работа и по наблюдению за художественной ценностью природных составляющих. Это планируется отражать в индивидуальных и коллективных рисунках, творческих проектных работах. Дети смогут наблюдать за природой глазами поэтов, писателей, художников и музыкантов. Этому будет способствовать работа со стихами, инценирование рассказов, слушание голосов природы в музыкальных произведениях. В разделе запланированы экскурсии на природу, где дети смогу пополнить свои знания о природных объектах, понаблюдать за их обликом и повадками и отразить свои наблюдения в творческих работах.

Тематический план

Раздел Кол-во часов Теория Практика
1 класс
1 Прекрасное в искусстве. 6 2 4
2 Мир театра. 7 1,5 5,5
3 Волшебный мир книг. 7 2 5
4 Культура родного края. 6 2 4
5 В мире природы. 7 1,5 5,5
Всего 33 9 24
2 класс
1 Прекрасное в искусстве. 6 2 4
2 Мир театра. 7 1,5 5,5
3 Волшебный мир книг. 7 2 5
4 Культура родного края. 7 2 5
5 В мире природы. 7 1,5 5,5
Всего 34 9 25
3 класс
1 Прекрасное в искусстве. 6 2 4
2 Мир театра. 7 2 5
3 Волшебный мир книг. 7 1,5 5,5
4 Культура родного края. 7 2 5
5 В мире природы. 7 2 5
Всего 34 9,5 24,5
4 класс
1 Прекрасное в искусстве. 6 2 4
2 Мир театра. 7 2 5
3 Волшебный мир книг. 7 1,5 5,5
4 Культура родного края. 7 2 5
5 В мире природы. 7 1,5 5,5
Всего 34 9 25
Итого 135 36,5 98,5
29