Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ

Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «Я патриот России»

для 3 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – патриот России»

3 класс

Пояснительная записка

Программа “Я – патриот России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, установленной ФГОС НОО и Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и приурочена к празднованию 70-летнего юбилея Победы над фашистской Германией.

Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки, отсутствие патриотического воспитания, направленная на детей пропаганда разврата, жестокости и насилия. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Формирование нравственно-патриотических ценностей у младших школьников означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребёнок родился, что становится в будущем основой для преданности, любви к своей стране. Программа “Я – патриот России” предполагает формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Цель курса: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения на основе значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о настоящем и будущем времени; для воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи курса:

- способствовать пониманию особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

- развивать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

- формировать у каждого ученика чувство верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому России, её истории, традициям через поисковую работу, совместную деятельность обучающихся с родителями, ветеранами ВОВ и труда;

- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и нравственных основ личности;

- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности, которые должны быть освоены личностью обучающегося в процессе воспитания.

Ценность патриотизма — любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Ценность социальной солидарности — личной и национальной свободы, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердия, чести, достоинства.

Ценность гражданственности — служения Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания.

Ценность семьи — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Ценность труда и творчества — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Ценность традиционных российских религий — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;

Ценность искусства и литературы — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.

Ценность природы — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Ценность человечества — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Общая характеристика курса.

Содержание программы “Я- патриот России” имеет практико-ориентированную направленность и предполагает формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Главный акцент – реализация системного подхода по формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Большое место в программе уделено событиям ВОВ. Работа ведётся с привлечением ветеранов ВОВ, ветеранов труда, членов педагогического коллектива, родителей. Организуются встречи с ветеранами ВОВ, проводятся экскурсии в музеи, по местам боевой славы. Педагоги с обучающимися за необходимыми знаниями обращаются к: - истории России, российских народов, своей семьи, к жизненному опыту своих родителей, предков;

- к лучшим произведениям отечественной и мировой культуры;

- к фольклору народов России;

- к общественно- полезной и личностью значимой деятельности;

-к учебным дисциплинам и другим источникам информации и научного знания. Направления в содержании программы связаны между собой логически:

1. « Я - гражданин своей страны» -формирование гражданской и правовой направленности личности. Содержание этого направления включает:

- представления об историческом происхождении символов государства и об их социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

- осознание обучающимися себя гражданами своей Родины, своего конституционного долга и знание своих гражданских прав и обязанностей;

- знания норм и правил общественного поведения, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе.

2. «Люби и знай свой край» - воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, понимающий и любящий свою “малую Родину”.Данное направление обеспечивает: - знакомствосисторией родного края, своей страны;

- представления об общей исторической судьбе народов России, об их единстве;

- осознание себя частицей многонационального духовного мира жителей страны.

3. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» - понимание причастности своей семьи и себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Содержание данного направления включает в себя:

- интерес к истории нашего Отечества;

- желание знать и продолжать героические традиции многонационального российского народа;

- стремление к поиску материалов о родных и близких – участниках ВОВ , погибших на полях сражений

4. «Героическое прошлое моей страны» - формировать знания о тяжёлых испытаниях нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В содержание данного направления входят:

- общие представления о военной истории России, Днях воинской славы, боевых и трудовых подвигах жителей области в годы Великой Отечественной войны.

5. « Гордимся и помним» - воспитание чувства гордости за славные подвиги нашего народа, хранить их в памяти и передавать из поколения в поколения. Это направление даёт знания:

- о талантливых полководцах;

- о подвигах пионеров-героев;

- о героях ВОВ;

- о городах- героях

Предполагается редактирование содержания программы с учетом плана воспитательной работы школы и плана развития классного коллектива.

Формы организации внеурочной деятельности

Во внеурочной деятельности используется коллективно-групповая, индивидуальная формы работы.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный, проблемный;

- частично-поисковый;

- исследовательский

Теоретическая часть:

- Беседы, сообщения, обсуждение

- Наблюдение учащихся за событиями в селе, стране, используя различные виды информации

- Литературно – музыкальные композиции

- Просмотр и обсуждение видеоматериала

- Заочные путешествия

Практические занятия:

- Встречи с интересными людьми

- Проведение семейных тематических вечеров

- Защита проектов

- Творческие проекты, презентации, короткометражные фильмы

- Интеллектуально-познавательные игры

- Трудовые дела

- Акции благотворительности, милосердия, памяти, волонтёрское движение

- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

- Поездки, походы по историческим и памятным местам

- Посещение музеев, выставок, театров;

Педагогические приемы:

- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.

Контрольная диагностика: Виды контроля:

- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

-промежуточный – проекты, выставки, выступления перед аудиторией;

-диагностика ценностных отношений (анкетирование);

-самооценка и самоконтроль учеником своего уровня знания;

-итоговый – открытые мероприятия , создание короткометражного фильма, альбомов.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом основного общего образования ГБОУ СОШ №2 программа «Я- патриот России» в 3 классе составляет 34часа учебного времени (34 недели по 1 часу в неделю).

Планируемые результаты освоения программы

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование знаний о значимых страницах истории страны;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные - это освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

- обогатить представление о собственных возможностях и способностях;

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

- строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать, прогнозировать свои действия;

- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарище;

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

- уметь грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге;

- уметь понимать чувства других людей и сопереживать им;

Предметные:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы;

- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных задач; - знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории России;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;

- умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице;

- называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края.

Содержание программы

Включает в себя 5 направлений :

1. « Я - гражданин своей страны» -формирование гражданской и правовой направленности личности. 2.«Люби и знай свой край» - воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, понимающий и любящий свою “малую Родину”

3. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» - понимание причастности своей семьи и себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

4.«Героическое прошлое моей страны» - формирование знаний о тяжёлых испытаниях нашего народа в годы ВОВ.

5. « Гордимся и помним» - воспитание чувства гордости за славные подвиги нашего народа, свято хранить их в памяти и передавать из поколения в поколения.

Учебно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 3 классе « Я – патриот России»

Дата № занятия Тема занятия Кол-во часов Основные виды деятельности
Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия
Раздел I « Я - гражданин своей страны» ( 3 часа) -
1. Государственная символика России 1ч. Беседа об историческом происхождении символов государства, о ключевых ценностях современного общества России Просмотр презентации Слушание гимна
2. Основной закон государства Я гражданин своей Родины 1 Беседа. «Мои гражданские права и обязанности» Раскрытие понятия «закон». Составление свода правил общественного поведения. Права и обязанности школьника.
3 «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Диспут «Кто пишет законы? Для чего пишут законы? Где хранится закон? ». Викторина «Что мы знаем о своих правах?»
Раздел II. «Люби и знай свой край» ( 7 часов)
4 Государственные символы Самарской области 1 Обсуждение значения символов Зарисовка герба, флага
5 Моя «малая Родина» 1 Наблюдение учащихся за событиями в посёлке. Диспут «Что мы называем « малой Родиной»? Просмотр и обсуждение видеоматериала
6 История родного края 1ч. Беседа «Что такое история? Какая история может быть у посёлка?» Рассмотреть карту 1934 года и сравнить с картой настоящего времени. Сделать вывод.
7 Историческая судьба народов России 1ч. Проследить связь с общей исторической судьбой народов России, их единстве. Осознание себя частицей многонационального духовного мира страны. Просмотр и обсуждение видеоматериала.
8 Вклад моего посёлка в копилку Родины. 1. Встреча с интересными людьми (Профессор ГСХА, инженер МИС и другие) Классный час «Все работы хороши» Презентации. Мастер-класс.
9 Мой посёлок в годы ВОВ. Сообщения обучающихся. Представление проектов
10 Памятные места посёлка. 1ч. Сообщение обучающихся. «Помним. Гордимся» Экскурсия к обелиску.
Раздел III. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» ( 7 часов)
11 Я, семья и Отечество 1ч. Беседа «Как понимаешь причастность своей семьи и себя к судьбе Отечества?»
12 Традиции многонационального российского народа 1ч. Просмотр и обсуждение видеоматериала
13 Моя семья в годы ВОВ 1ч. Составление плана работы по теме . Определение объёма работы и способы поиска материалов
14-15 Моя семья в годы ВОВ 2ч. Поиск материалов о родных и близких – участниках ВОВ , погибших на полях сражений Систематизация найденного материала. Составление презентаций
16-17 Моя семья в годы ВОВ Презентации по теме занятия
Раздел IV. «Героическое прошлое моей страны» ( 10 часов)
18 Военная история России 1ч. Просмотр и обсуждение видеоматериала
19 Дни воинской славы России 1ч. Составление списка «Дни воинской славы России» Распределение работы по подготовке материала к Дням воинской славы.
20 День воинской славы. 5 декабря— День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год); 1ч. Минута молчания в память о погибших в ВОВ. Презентация «Битва за Москву»
21 Самара в годы ВОВ. Трудовые подвиги жителей области в годы Великой Отечественной войны. 1ч. Беседа. Вклад самарцев в Победу. Просмотр и обсуждение видеоматериала
22 День воинской славы-27 января — День снятия блокады города Ленинграда (1944 год); 1 Дневник Тани Савичевой Презентация. Минута молчания в память о погибших в ВОВ.
23 День воинской славы. 2 февраля— День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве(1943год); 1ч. Минута молчания в память о погибших в ВОВ. Просмотр и обсуждение видеоматериала
24 23 февраля —День, защитников Отечества; 1 Военно-спортивная игра « Мы отважными мальчишками растём» ( совместно с родителями)
25 Встреча с ветераном ВОВ – бывшем учителе школы Ежовой В.К. 1ч. Беседа с ветераном ВОВ «Какая она - война?» Съёмка встречи, монтирование короткометражного фильма « Они живут рядом с нами»
26

27

Читаем книги о войне.

Мы Вас помним!

1

1ч.

Беседа о вечной память погибших на полях сражений. Они живут в книгах, фильмах и в нашей памяти.

Минута молчания в память о погибших в ВОВ.

Обсуждение прочитанных рассказов

Изготовление журавликов. Экскурсия к обелиску. Выпуск шаров с журавликами в память о погибших.

Раздел V. « Гордимся и помним» (7часов)
29 Дети в годы войны. О подвигах пионеров-героев 2ч. Викторина «Запомни их имена» Экскурсия в городскую библиотеку. Презентация о пионерах-героях
30 Герои ВОВ Рядовые и офицеры в одном строю. 1ч. Обсуждение «Кого мы называем героями?» Презентация о героях рядовых и офицерах- участниках великой отечественной войны
31 Талантливые полководцы. Они планировали победу 1ч. Беседа. Как ты понимаешь тему занятия? Рассматривание репродукций картин с батальными сценами. Делимся впечатлениями.
32 Города стояли насмерть. Города-герои. 1ч. Что это значит: «Города стояли насмерть» Презентация, Орден и памятник городу-герою.
33 Классный час, посвящённый 70-летию Победы. 1ч. Минута молчания в память о погибших в великой отечественной войне. Литературно-музыкальная композиция «Помним и гордимся» Фильм о Ежовой В.К.- участнике ВОВ.
34 Экскурсия в город-герой Волгоград 1ч. Экскурсия по местам боевой славы города. Дом Павлова. Посещение Мамаева кургана, панорамы «Сталинградская битва.

Итого 34 часа

Библиография

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2017.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2014.

3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2019. -№17. - 9 - 13с.

5. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2016. - №3. – 40с.

6. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2019. - №8 – 10 -16с.

7. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2020. – 191., 204с.

Интернет-ресурсы (ЭОР)

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-

http://school-collection.edu.ru

2.Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru

3.Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su

4.Профессиональное сообщество педагогов . Методисты.

- http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola

Технические средства обучения.

1.Компьютер

2.Мультимедийный проектор

 3.Интерактивная доска

33