Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

ЮНЫЙ ЭКОЛОГ

Автономная некоммерческая организация

профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «Юный эколог»

для 3 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

Пояснительная записка

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосфере стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка. Обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколо-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».

Цель программы «Юный эколог» – формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

  • 1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
  • 2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  • 3.Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
  • 4.Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  • 5.Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
  • 6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  • 7.Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  • 8.Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  • 9.Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчеств

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

— интерес к познанию мира природы;

— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

— осознание места и роли человека в биосфере;

— преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

— принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

— развитие морально-этического сознания;

— получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

— овладение начальными формами исследовательской деятельности;

— опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

— опыт социальной и межкультурной коммуникации;

— формирование коммуникативных навыков.

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2018. – 331с.

Тематический план

3-й год обучения

№ раз- дела № за- нятия Тема Теория Практика
1 Введение 5 4
1 Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Планеты в Солнечной системе. 1
2 Что такое экология? Экология и мы. Что такое окружающая среда и окружающая природа? 1 1
3 Организм и окружающая среда. Место человека в мире природы. 1 1
4 Сентябрь – ранняя осень. Сентябрь – Хмурень. 1 1
5 Первые уроки экологической этики. Невидимые нити. 1 1
2 Неживое в природе 6 2
6 Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. 1
7 Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! 1 1
8 Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. 1
9 Погода. Климат. Прогноз погоды. Представление погоды по народным приметам. Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник. 1 1
10 Времена года в неживой природе. Обращение юных экологов к ровесникам. 1
11 Кислотные дожди. Почему нельзя…? 1
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой 21 14
12 Практикум «Хлебные крошки». Ноябрь – Листогной. 1 1 1
13 Кто улетит, а кто останется. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. 1 1 1
14 Экологические связи неживой и живой природы. 1 1
15 Вода и жизнь. 1
16 Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Декабрь – Студенец. 1 1
17 Растения рядом. Растение – живой организм. Будем понимать и любить растения! 1
18 Мы – за экологические поступки. Узнай экологический знак. Памятки для детей и взрослых. 1
19 Разнообразие царств растений. Деревья твоего двора. Январь – Просинец. 1 1
20 Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания. 1 1
21 Теплолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые. 1 1
22 Хвойные, лиственные, цветковые, дикорастущие и культурные растения. 1 1
23 Растения луга, сада, поля и огорода. 1
24 Лекарственные растения. Февраль – Бокогрей. 1 1
25 Разнообразие ягод 1 1
26 Проводы зимы. Праздник «Масленица». 1 1
27 Размножение растений. Такие удивительные растения! 1 1
28 Март – Проталник. Возвращение перелётных птиц в родные края. 1
29 Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. 1 1
30 Бледная поганка – королева ядовитых грибов. Апрель – Снегогон. 1
31 Микроскопические грибы. 1 1
32 Май – Травень. Сельскохозяйственные работы на участке. 1
3 Заключение. Мы – юные экологи. 2 1
33 Обобщение проделанной экологической работы за год. 1
34 Праздник «Тайник Вселенной». Летнее экологическое задание. 1 1
Итого: 34 часа

Содержание программы

3 класса (34 ч)

Введение (5 ч)

Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Планеты в Солнечной

системе. Что такое экология? Экология и мы. Что такое окружающая среда

и окружающая природа? Организм и окружающая среда. Место человека

в мире природы. Сентябрь – ранняя осень. Сентябрь – Хмурень. Первые

уроки экологической этики. Невидимые нити.

2. Неживое в природе (6 ч)

Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Представление погоды по народным

приметам. Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник. Времена года в

неживой природе. Обращение юных экологов к ровесникам. Кислотные дожди.

Почему нельзя…?

3. Живое в природе.

Экологические связи между неживой и живой природой (21ч)

Практикум «Хлебные крошки». Ноябрь – Листогной. Кто улетит, а кто останется. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни.

Вода и жизнь.Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Декабрь – Студенец. Растения рядом. Растение – живой организм. Будем понимать и любить растения! Мы – за экологические поступки. Узнай экологический знак. Памятки для детей и взрослых.Разнообразие царств растений. Деревья твоего двора. Январь – Просинец.Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания.Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания.Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания.Хвойные, лиственные, цветковые, дикорастущие и культурные растения.Растения луга, сада, поля и огорода.Лекарственные растения. Февраль – Бокогрей.Лекарственные растения. Разнообразие ягод. Проводы зимы. Праздник «Масленица».Размножение растений. Такие удивительные растения! Март – Проталник. Возвращение перелётных птиц в родные края. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Бледная поганка – королева ядовитых грибов. Апрель - Снегогон. Микроскопические грибы.Май - Травень. Сельскохозяйственные работы на участке.

4.Заключение.

Мы – юные экологи.. (2 ч.)

Обобщение проделанной экологической работы за год. Праздник «Тайник Вселенной». Летнее экологическое задание.

Литература

Для учителя:

1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2018. – 331 с.

2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2017

3. Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 2015.

4. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 2016.

5. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 2018.

6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2017.

7. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 2018. - № 11-12. – С.19-22.

8. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2016. - № 6.- С.68.

9. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 2018.

10. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 2016.

11. Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 2018.

12. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 2016.

13. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.

14. Мытарев, А. А. Наш край родной Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.

15. Моисеев, В. Земля Кузнецкая Текст /В. Моисеев. – Кемерово, 1986 Мир и человек Атлас. – М.,1987.

16. Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 2018.

17. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 2017.

18. Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 2018.

19. Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 2016.

20. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 2016. - № 5. – С. 2-8.

21. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.

22. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2018.

23. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2016.

24. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 2018.

25. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2016.

26. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2018.

27. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 2017.

28. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 2016.

29. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 2017.

30. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 2019.

31. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 2015.

32. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2017.

33. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2017.

34. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2018.

35. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017.

36. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 2017.

37. Юный натуралист: журнал. – 2018. - № 5.   

34