ЮНЫЙ ЭКОЛОГ
Автономная некоммерческая организация
профессионального образования «Старая школа»
(АНО ПО «Старая школа»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Юный эколог»
для 3 класса
срок реализации – 2021/2022 учебный год
Москва
2022
Пояснительная записка
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников.
В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосфере стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка. Обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколо-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».
Цель программы «Юный эколог» – формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:
- 1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- 2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- 3.Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
- 4.Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- 5.Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
- 6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- 7.Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- 8.Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- 9.Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчеств
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
— интерес к познанию мира природы;
— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
— осознание места и роли человека в биосфере;
— преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
— принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
— развитие морально-этического сознания;
— получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
— овладение начальными формами исследовательской деятельности;
— опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
— опыт социальной и межкультурной коммуникации;
— формирование коммуникативных навыков.
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2018. – 331с.
Тематический план
3-й год обучения
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика | |
1 | Введение | 5 | 4 | ||
1 | Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Планеты в Солнечной системе. | 1 | |||
2 | Что такое экология? Экология и мы. Что такое окружающая среда и окружающая природа? | 1 | 1 | ||
3 | Организм и окружающая среда. Место человека в мире природы. | 1 | 1 | ||
4 | Сентябрь – ранняя осень. Сентябрь – Хмурень. | 1 | 1 | ||
5 | Первые уроки экологической этики. Невидимые нити. | 1 | 1 | ||
2 | Неживое в природе | 6 | 2 | ||
6 | Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. | 1 | |||
7 | Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! | 1 | 1 | ||
8 | Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. | 1 | |||
9 | Погода. Климат. Прогноз погоды. Представление погоды по народным приметам. Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник. | 1 | 1 | ||
10 | Времена года в неживой природе. Обращение юных экологов к ровесникам. | 1 | |||
11 | Кислотные дожди. Почему нельзя…? | 1 | |||
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | 21 | 14 | |||
12 | Практикум «Хлебные крошки». Ноябрь – Листогной. | 1 | 1 | 1 | |
13 | Кто улетит, а кто останется. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. | 1 | 1 | 1 | |
14 | Экологические связи неживой и живой природы. | 1 | 1 | ||
15 | Вода и жизнь. | 1 | |||
16 | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Декабрь – Студенец. | 1 | 1 | ||
17 | Растения рядом. Растение – живой организм. Будем понимать и любить растения! | 1 | |||
18 | Мы – за экологические поступки. Узнай экологический знак. Памятки для детей и взрослых. | 1 | |||
19 | Разнообразие царств растений. Деревья твоего двора. Январь – Просинец. | 1 | 1 | ||
20 | Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания. | 1 | 1 | ||
21 | Теплолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые. | 1 | 1 | ||
22 | Хвойные, лиственные, цветковые, дикорастущие и культурные растения. | 1 | 1 | ||
23 | Растения луга, сада, поля и огорода. | 1 | |||
24 | Лекарственные растения. Февраль – Бокогрей. | 1 | 1 | ||
25 | Разнообразие ягод | 1 | 1 | ||
26 | Проводы зимы. Праздник «Масленица». | 1 | 1 | ||
27 | Размножение растений. Такие удивительные растения! | 1 | 1 | ||
28 | Март – Проталник. Возвращение перелётных птиц в родные края. | 1 | |||
29 | Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. | 1 | 1 | ||
30 | Бледная поганка – королева ядовитых грибов. Апрель – Снегогон. | 1 | |||
31 | Микроскопические грибы. | 1 | 1 | ||
32 | Май – Травень. Сельскохозяйственные работы на участке. | 1 | |||
3 | Заключение. Мы – юные экологи. | 2 | 1 | ||
33 | Обобщение проделанной экологической работы за год. | 1 | |||
34 | Праздник «Тайник Вселенной». Летнее экологическое задание. | 1 | 1 | ||
Итого: 34 часа |
Содержание программы
3 класса (34 ч)
Введение (5 ч)
Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Планеты в Солнечной системе. Что такое экология? Экология и мы. Что такое окружающая среда и окружающая природа? Организм и окружающая среда. Место человека в мире природы. Сентябрь – ранняя осень. Сентябрь – Хмурень. Первые уроки экологической этики. Невидимые нити. |
2. Неживое в природе (6 ч)
Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Представление погоды по народным приметам. Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник. Времена года в неживой природе. Обращение юных экологов к ровесникам. Кислотные дожди. Почему нельзя…? |
3. Живое в природе.
Экологические связи между неживой и живой природой (21ч)
Практикум «Хлебные крошки». Ноябрь – Листогной. Кто улетит, а кто останется. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни.
Вода и жизнь.Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Декабрь – Студенец. Растения рядом. Растение – живой организм. Будем понимать и любить растения! Мы – за экологические поступки. Узнай экологический знак. Памятки для детей и взрослых.Разнообразие царств растений. Деревья твоего двора. Январь – Просинец.Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания.Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания.Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Приспособления растений к разным средам обитания.Хвойные, лиственные, цветковые, дикорастущие и культурные растения.Растения луга, сада, поля и огорода.Лекарственные растения. Февраль – Бокогрей.Лекарственные растения. Разнообразие ягод. Проводы зимы. Праздник «Масленица».Размножение растений. Такие удивительные растения! Март – Проталник. Возвращение перелётных птиц в родные края. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Бледная поганка – королева ядовитых грибов. Апрель - Снегогон. Микроскопические грибы.Май - Травень. Сельскохозяйственные работы на участке.
4.Заключение.
Мы – юные экологи.. (2 ч.)
Обобщение проделанной экологической работы за год. Праздник «Тайник Вселенной». Летнее экологическое задание. |
Литература
Для учителя:
1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2018. – 331 с.
2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2017
3. Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 2015.
4. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 2016.
5. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 2018.
6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2017.
7. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 2018. - № 11-12. – С.19-22.
8. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2016. - № 6.- С.68.
9. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 2018.
10. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 2016.
11. Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 2018.
12. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 2016.
13. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
14. Мытарев, А. А. Наш край родной Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.
15. Моисеев, В. Земля Кузнецкая Текст /В. Моисеев. – Кемерово, 1986 Мир и человек Атлас. – М.,1987.
16. Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 2018.
17. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 2017.
18. Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 2018.
19. Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 2016.
20. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 2016. - № 5. – С. 2-8.
21. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.
22. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2018.
23. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2016.
24. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 2018.
25. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2016.
26. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2018.
27. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 2017.
28. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 2016.
29. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 2017.
30. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 2019.
31. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 2015.
32. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2017.
33. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2017.
34. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2018.
35. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017.
36. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 2017.
37. Юный натуралист: журнал. – 2018. - № 5.