Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

В МИРЕ КНИГ

Автономная некоммерческая организация

профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «В мире книг»

для 3 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576)

Согласно учебному плану АНО ПО «Старая школа» на 2021-2022 учебный год, в 3 классе на прохождение курса внеурочной деятельности «В мире книг» отводится 34 ч (34 уч. недели , 1 ч в неделю).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Цели внеурочной деятельности:

-Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг

-Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов

-Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Общая характеристика внеурочной деятельности.

«В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Место внеурочной деятельности в учебном плане.

С 1 по 4 класс факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33, а в 2–4 классах по 34 занятия.

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности.

Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы .

В результате освоении программы «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • Универсальные учебные действия:
  • — находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • — выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • — сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • — формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  • — характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  • — сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • — слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • — пользоваться аппаратом книги;
  • — овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • — систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке,

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.

Планируемые результаты изучения по программе внеурочной деятельности

«В мире книг»

В результате освоения программы кружка ученик научится:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

—уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

— находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

— пользоваться аппаратом книги;

— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

— будет знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);

— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

— заполнять каталожную карточку;

— систематизировать книги по авторской принадлежности;

— составлять список прочитанных книг;

— выделять особенности учебной книги;

— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

Ученик получит возможность научиться:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание тем учебного курса.

3 класс(34 часа)

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Ска-

зители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абоне-

мент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная

карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семи-

летка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворе-

ний, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа

в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный

лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-

дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией

А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сбор-

ник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-

Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зару-

бежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных

писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чте-

ние, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,

иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор мате-

риалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять

углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,

«Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографи-

ческие справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Учебно-тематический план

№ п/п Название темы Кол-во часов
1 История книги. Библиотеки 4 ч
2 По дорогам сказок. Сказки народные и литературные 4 ч
3 Книги-сборники. Басни и баснописцы 3 ч
4 Книги о родной природе 3 ч
5 Книги Л.Н. Толстого для детей 3 ч
6 Животные — герои детской литературы 4 ч
7 Дети — герои книг 3 ч
8 Книги зарубежных писателей 2 ч
9 Книги о детях войны 3 ч
10 Газеты и журналы для детей 3 ч
11 «Книги, книги, книги…» 2 ч
Итого 34 ч

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «В мире книг»

3 класс.

№ п/п № урока в теме Тема Характеристика деятельности учащихся Планируемые сроки проведения Дата проведения по факту
История книги. Библиотеки(4ч)
1 1 Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. 01.09-04.09
2 2 Библия. Детская библия (разные издания). Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты, проявлять свой творческий потенциал. 07.09-11.09
3 3 Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. 14.09-18.09
4 4 Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Учиться работать с библиотечным фондом, выбирать книгу. 21.09-25.09
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4ч)
5 1 Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. 28.09-02.10
6 2 Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семи- летка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская» Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях. 12.10-16.10
7 3 А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Слушать, читать книгу. Участвовать в обсуждении произведения. 19.10-23.10
8 4 Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». Чтение любимых сказок. Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. 26.10-30.10
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
9 1 Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением. 09.11-13.11
10 2 Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу, группировать произведения по заданной теме. 23.11-27.11
11 3 Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. 30.11-04.12
Книги о родной природе (3 ч)
12 1 Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. Ориентироваться в сборниках. Уметь находить произведение, пользуясь содержанием. 07.12-11.12
13 2 Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). Слушать, читать книгу. Участвовать в обсуждении произведения. 14.12-18.12
14 3 Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. 21.12-25.12
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
15 1 Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре. 28.12-31.12
16 2 Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением. 11.01-15.01
17 3 «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». Уметь распознавать жанр и тему произведения. Читать выборочно и по ролям. 18.01-22.01
Животные — герои детской литературы (4 ч)
18 1 Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре. 25.01-29.01
19 2 Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон- дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. 01.02-05.02
20 3 Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Подбирать материал об авторе изучаемых произведений, рассказывать его биографию. 08.02-12.02
21 4 Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. Уметь распознавать жанр и тему произведения. Читать выборочно и по ролям. 22.02-26.02
Дети — герои книг (3 ч)
22 1 Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сбор- ник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением. 01.03-05.03
23 2 По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Уметь сравнивать несколько произведений, давать оценку изложенной ситуации. 09.03-12.03
24 3 Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». Уметь работать с информационными источниками, проявлять свой творческий потенциал. 15.03-19.03
Книги зарубежных писателей (2 ч)
25 1 Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг. Уметь работать с информационными источниками, проявлять свой творческий потенциал. 22.03-26.03
26 2 Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). Ориентироваться в библиотечном фонде. Подбирать книги, связанные тематикой. 29.03-02.04
Книги о детях войны (3 ч)
27 1 Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре. 12.04-16.04
28 2 Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Подбирать материал об авторе изучаемых произведений, рассказывать его биографию. 19.04-23.04
29 3 Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». Уметь работать с информационными источниками, проявлять свой творческий потенциал. 26.04-30.04
Газеты и журналы для детей (3 ч)
30 1 Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре. 04.05-07.05
31 2 История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Уметь работать с информационными источниками, проявлять свой творческий потенциал. 11.05-14.05
32 3 Создание классной газеты или журнала (работа в группах). Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. 17.05-21.05
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
33 1 Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. Уметь работать с информационными источниками, проявлять свой творческий потенциал. 24.05-28.05
34 2 Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.
Итого: 34 ч
33