Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ

Автономная некоммерческая организация

профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

для 2 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка. 3
2.Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности 3 -7
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 7-14
4. Тематическое планирование 15
4.1.Тематическое планирование 1 класс
4.2.Тематическое планирование 2 класс
4.3.Тематическое планирование 3 класс
4.4.Тематическое планирование 4 класс
5.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. 21

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Уроки нравственности» составлена в соответствии с:

— Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

— Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, с изменениями дополнениями внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от: от 26 ноября 2010 года № 1241, 22 сентября 2011 года № 2357, 18 декабря 2012 года № 1060, 29 декабря 2014 года № 1643, 18 мая 2015 года № 507, 31 декабря 2015 г № 1576;

— Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее Сан ПиН 2.4.2.2821-10) (с изменениями);

— Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Цель курса «Уроки нравственности»:воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

1.Задачи: Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью не только физическому, но и духовному. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению всех видов здоровья.

  • II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА «Уроки нравственности».
  • В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

1 класс

В результате изучения курса «уроки нравственности» в 1 классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- учить работать по предложенному учителем плану;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;

— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

— умение донести свою позицию до других;

— слушать и понимать речь других;

— совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Уроки нравственности» является формирование основных вопросовправил вежливости и красивых манер, соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах, придерживаться «золотого правила» в общении с другими, уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право за другими, стремление приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми, придерживаться режима дня, быть опрятными, содержать в чистоте свои книги и тетради.

2 класс

В результате изучения курса «Уроки нравственности» во 2-м классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:

— выработка форм заповедей правил этикета поведения, получат знания требований этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями, а также знания о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии.

Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по духовно-нравстенному направлению «Уроки нравственности» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий;

— высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

— уметь работать по предложенному учителем плану;

— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Познавательные УУД:

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;

— перерабатывать полученную информацию;

— делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

— умение донести свою позицию до других;

— слушать и понимать речь других;

— совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Уроки нравственности» является формирование следующих умений:

-замечать красоту природы;

-соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице;

-управлять своими чувствами и эмоциями, уметь общаться другими людьми;

-уметь писать приглашения, встречать гостей, развлекать их, правильно себя вести в гостях,

дарить и принимать подарки;

— исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

3 класс

В результате изучения курса «Уроки нравственности» в 3-м классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:

— понимать необходимость учения, выраженное в преобладании учебно-познавательных мотивов;

— осознавать устойчивые этические предпочтения и ориентация на здоровый образ жизни как значимую сферу человеческой жизни.

Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки нравственности» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

— самостоятельно формулировать тему и цели урока;

— составлять план проблемной ситуации совместно с учителем;

— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Познавательные УУД:

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения;

— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

— умение донести свою позицию до других;

— умение слушать и понимать речь других;

— высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Уроки нравственности» является формирование следующих умений:

- Соблюдать правила вежливости и красивыхманер.

- На практике применять методы самовоспитания исамоконтроля.

- Проявлять тактичность и доброжелательность вобщении.

- Быть сострадательными к чужомугорю.

- Не обижать животных иптиц.

- Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичнуюситуацию.

- Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

- Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, впривычках.

- Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам имладшим.

- Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичнуюситуацию

4 класс.

В результате изучения курса «Уроки нравственности» в 4-м классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:

— понимать необходимость учения, выраженное в преобладании учебно-познавательных мотивов;

— умение придерживаться этических норм поведения;

— ориентироваться на положительные моральные качества и достойное поведении.

Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности»является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

— самостоятельно формулировать тему и цели урока;

— составлять план проблемной ситуации совместно с учителем;

— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Познавательные УУД:

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию ( об источниках наших нравственных знаний);

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения;

— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: - умение донести свою позицию до других;

— высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других.

Предметными результатами изучения курса «Уроки нравственности» является формирование следующих умений:

- научиться приёмам самоконтроля и самовоспитания;

- раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении ;

-соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

1.Различать хорошие и плохие поступки.

2.Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

3.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

4.Исполнять заповеди.

5.Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

— развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

III.СОДЕРЖАНИЕ

курса внеурочной деятельности с указанием форм организации

и видов деятельности.

1 класс (33ч.)

«Уроки нравственности

Содержание.

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)

п/п

Раздел Форма организации Виды деятельности
1 Правила поведения в школе (6ч) Практическая работа, беседы, экскурсия в библиотеку. Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного. Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами; Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, контролировать свою деятельность.

2 О добром отношении к людям (10ч) Экскурсия на пищеблок, медицинский кабинет, , сюжетно-ролевая игра, практикум, практическая работа. Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного. Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами; Решение и придумывание загадок, логических головоломок. Проект мои друзья.

Участвовать в учебном диалоге;

3 Как стать трудолюбивым (7ч) Игра-путешествие, тест, логическая игра, практические занятия, беседы. Анализ услышанного и увиденного. Выделение главных, ключевых моментов. Фиксация важных моментов в виде схем, пирамид, таблиц.; Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля. Соблюдение чистоты в классе, школе и дома.
4 Правила опрятности и аккуратности (5ч) КВН, познавательная игра, аукцион идей. Слушать и понимать речь других; -Обсуждать в группе, паре, делать выводы.;
-сравнивать между собой представленные ситуации наглядно (картинка), на слух (рассказ), явления;
-обобщать, делать несложные выводы; -выявлять закономерности и проводить аналогии
5 Правила поведения на улице и дома (2ч) Ролевая игра. Экскурсия
6 Школьный этикет (3ч) Практическое занятие, Беседа- презентация. - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, кластеры.

2 класс( 34ч.) «Уроки нравственности»

Содержание

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

п/п

Раздел Форма организации Виды деятельности
1 Культура общения (9ч) Практическая работа, конструкторское бюро, практикум, познавательная игра, творческая мастерская, КВ Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного. Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами; Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, контролировать свою деятельность.

Изготовление подарков, учимся организовывать игру, пишем пригласительные.

2 Общечеловеческие нормы нравственности (4ч) Сюжетно-ролевая игра, практикум, практическая работа. Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного. Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами; Решение и придумывание загадок, логических головоломок.

Участвовать в учебном диалоге; разработка законов класса.

3 Дружеские отношения (11ч) Круглый стол, тест, логическая игра, просмотр фильма. Анализ услышанного и увиденного. Выделение главных, ключевых моментов. Фиксация важных моментов в виде схем, пирамид, таблиц.; Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля. Учимся давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
4 Понять другого (10ч) КВН, познавательная игра, аукцион идей, викторина. Слушать и понимать речь других; -Обсуждать в группе, паре, делать выводы.;
-сравнивать между собой представленные ситуации наглядно (картинка), на слух (рассказ), явления;
-обобщать, делать несложные выводы; -выявлять закономерности и проводить аналогии

— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя.

Использование в своей речи вежливые слова.

— Делать предварительный отбор источников информации:

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, контролировать свою деятельность.

3 класс (34ч.)

«Уроки нравственности»

Содержание

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

п/п Раздел Форма организации Виды деятельности
1 Культура общения (9ч) Практическая работа, конструкторское бюро, практикум, познавательная игра, творческая мастерская, Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного. Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами; Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии ;

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, контролировать свою деятельность.

2 Самовоспитание (7ч) Беседы, проект- газета о вредных привычках, конструкторское бюро, сюжетно-ролевая игра, практикум, практическая работа. Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного. Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами; Решение и придумывание загадок, логических головоломок.

Участвовать в учебном диалоге; создании газеты о вредных привычках.

3 Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Круглый стол, тест, логическая игра, конструкторское бюро. Анализ услышанного и увиденного. Выделение главных, ключевых моментов. Фиксация важных моментов в виде схем, пирамид, таблиц.; Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля.
4 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч) КВН - викторина, познавательная игра, аукцион идей. Слушать и понимать речь других; -Обсуждать в группе, паре, делать выводы.;
-сравнивать между собой представленные ситуации наглядно (картинка), на слух (рассказ), явления;
-обобщать, делать несложные выводы; -выявлять закономерности и проводить аналогии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, кластеры.

4 класс (34ч.)

«Уроки нравственности»

Содержание

Раздел 1: Культура общения (9ч) Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

п/п Раздел Форма организации Виды деятельности
1 Культура общения (9ч) Практическая работа, конструкторское бюро, практикум, познавательная игра, беседы, тестирование. Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного. Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами; Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, контролировать свою деятельность.

2 Самовоспитание (7ч) Конструкторское бюро, круглый стол, сюжетно-ролевая игра, практикум, практическая работа. Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного. Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами; Решение и придумывание загадок, логических головоломок.

Участие в учебном диалоге;

3 Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Круглый стол, тест, логическая игра, конструкторское бюро. Анализ услышанного и увиденного. Выделение главных, ключевых моментов. Фиксация важных моментов в виде схем, пирамид, таблиц.; Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, кластеры.
4 Искусство и нравственность (8ч) КВН, познавательная игра, аукцион идей. Практикум, викторина, познавательное бюро. Тестирование. Слушать и понимать речь других; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации -Обсуждать в группе, паре, делать выводы.;
-сравнивать между собой представленные ситуации наглядно (картинка), на слух (рассказ), явления;
-обобщать, делать несложные выводы;

-выявлять закономерности и проводить аналогии

I.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

«Уроки нравственности»

Категория слушателей: учащиеся 1 класса

Срок обучения: 1 года

Режим занятий: 1 час в неделю(33 часа)

п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов
Раздел № 1 Правила поведения в школе 6
1. Правила поведения на уроке и на перемене. 1
2. Правила поведения в общественных местах. 1
3. Правила поведения в гардеро­бе. 1
4. Правила поведения в столо­вой. 1
5. Правила поведения в библио­теке. 1
6. Правила поведения в школь­ном дворе. 1
Раздел № 2 О добром отношении к лю­дям 10
7. Что такое «добро и зло». 1
8. Что такое «добро и зло». 1
9. «Ежели вы вежливы». 1
10. «Ежели вы вежливы». 1
11. Добрые и не добрые дела. 1
12. Добрые и не добрые дела. 1
13. Ты и твои друзья. 1
14. Ты и твои друзья. 1
15. Помни о других – ты не один на свете. 1
16. Помни о других – ты не один на свете. 1
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым 7
17. «Ученье-Свет, а неученье - тьма». 1
18. «Как быть прилежным и ста­рательным». 1
19. «Как быть прилежным и ста­рательным». 1
20. Наш труд в классе. 1
21. Наш труд в классе. 1
22. Мой труд каждый день дома. 1
23. Мой труд каждый день дома. 1
Раздел №4 Правила опрятности и ак­куратности. 5
24. Культура внешнего вида. 1
25. Культура внешнего вида. 1
26. Каждой вещи своё место. 1
27. Каждой вещи своё место. 1
28. Умейте ценить своё и чужое время. 1
Раздел №5 Правила поведения на ули­це и дома. 2
29. Как вести себя на улице и до­ма. 1
30. Как вести себя на улице и до­ма. 1
Раздел №6 Школьный этикет. 3
31. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 1
32. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 1
33. Чему нас научили уроки нравственности? 1

2 классТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Уроки нравственности»

Категория слушателей: обучающиеся 2 классов

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: 1 час в неделю (34часа)

п/п

Наименование разделов и тем. Кол-во часов
Раздел № 1 Культура общения 9
1. Этикет (повторение). 1
2. Устное и письменное пригла­шение на день рождения. 1
3. Устное и письменное пригла­шение на день рождения. 1
4. Встреча и развлечение гостей. 1
5. Встреча и развлечение гостей. 1
6. Поведение в гостях. 1
7. Поведение в гостях. 1
8. Как дарить подарки. 1
9. Как дарить подарки. 1
Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нрав­ственности 4
10. Заповеди. 1
11. Заповеди. 1
12. Дал слово держи. 1
13. Дал слово держи. 1
Раздел № 3 Дружеские отношения 11
14. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1
15. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1
16. Преданный друг. 1
17. О доброте и бессердечие. 1
18. О доброте и бессердечие. 1
19. Об уважительном отношении к старшим. 1
20. О зависти и скромности. 1
21. О зависти и скромности. 1
22. О доброте и жестокосердии. 1
23. В мире мудрых мыслей. 1
24. В мире мудрых мыслей. 1
Раздел №4 Понять другого 10
25. Золотые правила. 1
26. Золотые правила. 1
27. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1
28. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1
29. О тактичном и бестактном по­ведении. 1
30. О тактичном и бестактном по­ведении. 1
31. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1
32. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1
33. В мире мудрых мыслей. 1
34 Обзор курса этики за год. 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс

«Уроки нравственности»

Категория слушателей: учащиеся 3 классов (34 часа)

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: 1 час в неделю

п/п

Наименование разделов и тем. Кол-во часов
Раздел №1 Культура общения 9
1. Этикет разговора. 1
2. Обращение к разным лю­дям. 1
3. Обращение к разным лю­дям. 1
4. Вежливый отказ, несогла­сие. 1
5. Этикетные ситуации. 1
6. Этикетные ситуации. 1
7. Афоризмы. 1
8. Разговор по телефону. 1
9. Играем роль воспитанного человека. 1
Раздел №
28