Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Автономная некоммерческая организация

профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «Занимательная математика»

для 2 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

Пояснительная записка

Программа кружка «» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Данная программа была разработана на основе:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 № 01-03/06321 «О направлении методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;

приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Общая характеристика учебного предмета.

Принципы программы:1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

-практико-ориентированные учебные занятия;

-творческие мастерские;

-тематические праздники, конкурсы, выставки;

-семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

— индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

— фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

— групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

— коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Дополнительная образовательная программа «» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

— Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

простое наблюдение,

проведение математических игр,

опросники,

анкетирование

психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

— выделять существенные признаки предметов;

— сравнивать между собой предметы, явления;

— обобщать, делать несложные выводы;

— классифицировать явления, предметы;

— определять последовательность событий;

— судить о противоположных явлениях;

— давать определения тем или иным понятиям;

— определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

— выявлять функциональные отношения между понятиями;

— выявлять закономерности и проводить аналогии.

— создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу,моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

— тестирование;

— практические работы;

— творческие работы учащихся;

— контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Содержание учебного предмета, курса.

Содержание программы

1.Математика – царица наук.- 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами. – 1час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11. Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов.Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 1час

Решение задач повышенной сложности.

19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН.- 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия Дата Форма проведения занятия Основные виды деятельности Планируемые результаты
1 Вводное занятие «Математика – царица наук» Определение интересов, склонностей учащихся. Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии.
2 Как люди научились считать. выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. Узнают: обистории возникновения счёта, цифр, чисел.
3 Интересные приемы устного счёта. устный счёт Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии
4 Решение занимательных задач в стихах. работа в группах: инсценирование загадок, решение задач Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение» Научатся: решать рифмованные задачи , ориентируясь на слух.
5 Упражнения с трёхзначными числами работа с алгоритмами Решение примеров с трёхзначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. Научатся: выполнять арифметические действия с трёхзначными числами
6 Учимся отгадывать ребусы составление математических ребусов Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии
7 Решение олимпиадных задач. решение практических задач Решение задач повышенной сложности. Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;
8 Арифметический диктант. Игра «Кто быстрее?» работа с алгоритмом Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решений Научатся: быстро считать в уме.
9 Решение ребусов и логических задач. самостоятельная работа Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;
10 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. составление схем, диаграмм Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии
11 Загадки- смекалки. составление загадок, требующих математического решения Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. Научатся: отгадывать загадки-смекалки.
12 Решение олимпиадных задач индивидуальная работа Решение задач повышенной сложности. Научатся: решать олимпиадные задачи.
13 Обратные задачи. работа в группах «Найди пару» Решение обратных задач, используя круговую схему. Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;
14 Практикум «Подумай и реши». самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Поймут: как найти решение логической задачи.
15 Задачи с изменением вопроса. инсценирования задач Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;
16 «Газета любознательных». проектная деятельность Создание проектов.Самостоятельный поиск информации для газеты Научатся: работать в группе, искать необходимую информацию.
17 Решение нестандартных задач. решение задач на установление причинно-следственных отношений Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;
18 Решение олимпиадных задач. решение заданий повышенной трудности Решение задач повышенной сложности. Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;
19 Решение задач международной игры «Кенгуру» решение заданий повышенной трудности Решение задач международной игры «Кенгуру». Научатся: решать олимпиадные задачи.
20 Школьная олимпиада решение заданий повышенной трудности Решение олимпиадных задач. Научатся: решать олимпиадные задачи.
21 «Работа над ошибками» работа над ошибками олимпиадных заданий Анализ олимпиадных работ, поиск ошибок. Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии
22 Математические горки. решение задач на преобразование неравенств Формирование числовых и пространственных представлений у детей.Закрепление знаний о классах и разрядах Научатся: различать классы, разряды.
23 Наглядная геометрия. Конструирование работа в группах: Чертёж плана-развёртки «Домик», конструирование из бумаги. Научатся: выполнять практический чертёж.
24 Решение логических задач. схематическое изображение задач Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;
25 Знакомство с математическими фокусами. творческая работа Выполнение простейших математических фокусов. Научатся: выявлять закономерности и проводить аналогии
26 Знакомьтесь: Архимед! работа с энциклопедиями и справочной литературой Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда

- вклад в науку

Узнают: исторические сведения об Архимеде.
27 Задачи с многовариантными решениями. работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;
28 Знакомьтесь: Пифагор! работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» Исторические сведения: - кто такой Пифагор - открытия Пифагор

- вклад в науку

Узнают: исторические сведения о Пифагоре.
29 Задачи с многовариантными решениями. Работа в парах по решению задач Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;
30 Устный счёт со смешариками презентация Знакомство с интересными приёмами устного счёта Научатся: быстро считать в уме.
31 Задачи с многовариантными решениями. индивидуальная работа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;
32 Задачи с многовариантными решениями. индивидуальная работа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Научатся: - обобщать, делать несложные выводы;
33 Математический КВН работа в группах Систематизация знаний по изученным разделам. Научатся: работать в группе.
34 Круглый стол «Подведем итоги» коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе Систематизация знаний по изученным разделам. Научатся: подводить итоги своей деятельности.
25