Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

ШКОЛА ДОКТОРОВ ПРИРОДЫ

Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «Школа докторов природы»

для 2 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности «Школа докторов Природы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе авторской программы Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Планета здоровья», модели организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 2, Положения о рабочей программе.
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования


^ Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

-Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

-СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

-О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

-Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Отличительные особенности данной программы. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Программа внеурочной деятельности «Школа докторов природы» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

навыков гигиенического поведения, конструктивного общения;

потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

правилам безопасного поведения на воде, обращение с огнем; поведения в школе, на улице, в доме;

правилам пользования электрическими приборами;

элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям сохранения зрения.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, технология, изобразительное искусство, физическая культура.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 20-25 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет. Сроки реализации программы — 4 года.
Форма и режим занятий:
^ Форма обучения
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
^ Режим занятий – 1 час в неделю/ 33-34 часов в год.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Предполагается обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. В занятия включены задания: игровые ситуации; оздоровительные минутки; советы для учащихся. Параллельно ведётся работа в тетрадях «Основы здоровья» Н.В.Диптан.
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии; наблюдения; целевые прогулки.

^ Словесный метод: чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала;
рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
^ Практический метод: проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; проведение экскурсии различной направленности; организация вечеров с родителями, для родителей;
Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Для реализации программы «Школа докторов Природы» необходима материально-техническая база:
Учебные пособия:

натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,)солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;

изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;

измерительные приборы: весы, часы.

^ Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

Режим проведения занятий:
1-й год обучения 1час в неделю, 33 часа
2-й год обучения 1 час в неделю, 34 часа
3-й год обучения 1час в неделю, 34часа
4-й год обучения 1час в неделю, 34 часа

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
^ Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностными результатами программы внеурочной деятельности по здоровому образу жизни является формирование следующих умений:
установка на здоровый образ жизни;

определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по здоровому образу жизни «Школа докторов Природы» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий при выполнении простейших упражнений для укрепления здоровья;

учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;

осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;

овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;

уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы.

Познавательные УУД:добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Коммуникативные УУД:выполнять правила общения с людьми;

жить с друзьями в мире и согласии;

выполнять свои обязанности в семье; заботиться о здоровье своей семьи;

применять советы докторов Природы в жизни; применять правила поведения в разных жизненных ситуациях;

умение донести свою позицию до других;

слушать и понимать речь других;

средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), советы;

средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно – оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

^ Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всём его проявлениях.
^ Предполагаемый результат
:
1. Результатом практической деятельности по программе «Школа докторов Природы» можно считать следующее:
высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;

повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса.

2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Способом проверки являются: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу; праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы» и т.д.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Тематическое планирование 2 класс

№п/п Содержание Количество часов
всего теоретические практические
1 Почему мы болеем 3 1 2
2 Кто и как предохраняет нас от болезней 2 1 2
3 Кто нас лечит 1 1
4 Прививки от болезней 2 1 1
5 Что нужно знать о лекарствах 2 1 1
6 Как избежать отравле ний 2 1 1
7 Безопасность при любой по годе 2 1 1
8 Правила безопасного по веде ния в доме, на улице, в транс порте 2 1 1
9 Правила безопасного по веде ния на воде 1 1
10 Правила общения с ог нем 1 1
11 Как уберечься от пораже ния электрическим током 1 1
12 Как уберечься от поре зов, уши бов, переломов 1 1 1
13 Как защититься от насе комых 1 1
14 Предосторожности при обра щении с животными 1 1
15 Первая помощь при от равле нии жидкостями, пищей, па рами, га зом 2 1 1
16 Первая помощь при перегре ва нии и тепловом ударе, при ожогах и обмо рожении 2 1 1
17 Первая помощь при трав мах 3 1 2
18 Первая помощь при попа дании инородных тел в глаз, ухо, нос 1 1
19 Первая помощь при уку сах на секомых, змей, собак и кошек 1 1
20 Сегодняшние заботы ме ди цины 3 3

Календарно – тематическое планирование2 класс

Программная тема № урока Тема урока Количество часов Дата
Тема 1. Почему мы болеем 1 Причина болезни 1 06.09.
2 Признаки болезни 1 13.09.
3 Как здоровье? 1 20.09.
Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней 4 Как организм помогает себе сам? 1 27.09.
5 Здоровый образ жизни 1 04.10.
Тема 3. Кто нас лечит 6 Какие врачи нас лечат 1 11.10.
Тема 4. Прививки от болезней 7 Инфекционные болезни 1 18.10.
8 Прививки от болезней 1 25.10.
Тема 5. Что нужно знать о лекарствах 9 Какие лекарства мы выбираем 1 01.11.
10 Домашняя аптечка 1 15.11.
Тема 6. Как избежать отравле ний 11 Отравление лекарствами 1 22.11.
12 Пищевые отравления 1 29.11.
Тема 7. Безопасность при любой погоде 13 Если солнечно и жарко 1 06.12.
14 Если на улице дождь и гроза 1 13.12.
Тема 8. Правила безопасного по ведения в доме, на улице, в транспорте 15 Опасность в нашем доме 1 20.12.
16 Как вести себя на улице 1 27.12.
Тема 9. Правила безопасного по веде ния на воде 17 Вода - наш друг 1 17.01.
Тема 10. Правила общения с ог нем 18 Чтобы огонь не причинил вреда 1 24.01.
Тема 11. Как уберечься от пора же ния электрическим током 19 Чем опасен электрический ток? 1 31.01.
Тема 12. Как уберечься от поре зов, уши бов, переломов 20 Травма 1 07.02.
Тема 13. Как защититься от на се комых 21 Укусы насекомых 1 14.02.
Тема 14. Предосторожности при обра щении с живот ными 22 Что мы знаем про собак и кошек 1 21.02.
Тема 15. Первая помощь при от равлении жидкостями, пищей, парами, газом 23 Отравление ядовитыми веществами 1 28.02.
24 Отравление угарным газом 1 07.03.
Тема 16. Первая помощь при пе регре вании и тепловом ударе, при ожогах и об мо рожении 25 Как помочь себе при тепловом ударе 1 14.03.
26 Как уберечься от мороза 1 21.03.
Тема 17. Первая помощь при трав мах 27 Растяжение связок и вывих костей 1 4.04.
28 Переломы 1 11.04.
29 Если ты ушибся или порезался 1 18.04.
Тема 18. Первая помощь при попа дании инородных тел в глаз, ухо, нос 30 Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело 1 25.04.
Тема 19. Первая помощь при уку сах на секомых, змей, собак и кошек 31 Укус змеи 1 16.05.
Тема 20. Сегодняшние заботы ме дицины 32 Расти здоровым 1 23.05.
33 Воспитай себя 0,5 30.05.
34 Я выбираю движение 0,5 30.05.
28