В МИРЕ КНИГ
Автономная некоммерческая организация
профессионального образования «Старая школа»
(АНО ПО «Старая школа»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «В мире книг»
для 2 класса
срок реализации – 2021/2022 учебный год
Москва
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «В мире книг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2020.).
Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности заключаются в преемственности кружка с основным курсом литературного чтения, что позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи программы:
содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
развивать память, внимание, воображение.
создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 8 - 9 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Режим занятий: 1 раз в неделю, начало занятий не раньше чем через один час после окончания уроков, продолжительность занятия – 35 минут.
Формы организации кружковых занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.
Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении.
Метапредметные результаты:
познавательные:
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
регулятивные:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
коммуникативные:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов часов | Всего часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | |||
1 | Здравствуй, книга! | 2 | 5 | 4 | - | 11 |
2 | Обогащение читательского опыта. и родной природе. | 31 | 26 | 24 | 23 | 104 |
3 | Периодические издания для детей | - | - | 3 | - | 3 |
4 | Детские справочники и энциклопедии | - | - | - | 3 | 3 |
5 | По страницам любимых книг | - | 3 | 3 | 8 | 14 |
Всего часов: | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
(второй год обучения)
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Здравствуй, книга! | 5 | 2 | 4 |
1.1 | Книга, здравствуй! | 3 | 1 | 2 |
1.2 | Книгочей – любитель чтения. | 2 | 1 | 1 |
2. | Обогащение читательского опыта. | 26 | 2 | |
2.1 | Книги о твоих ровесниках. | 5 | 1 | 4 |
2.2 | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники | 4 | - | 4 |
2.3 | Писатели-сказочники. | 4 | - | 4 |
2.4 | Книги о детях и для детей. | 6 | - | 6 |
2.5 | Старые добрые сказки. | 3 | 1 | 2 |
2.6 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | 2 | - | 2 |
2.7 | Защитникам Отечества посвящается. | 2 | - | 2 |
3. | По страницам любимых книг | 3 | 1 | 2 |
Всего часов: | 34 | 5 | 29 |
Календарно-тематическое планирование
| Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
Книга, здравствуй! | |||||
1. | Роль книги в жизни человека. | Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль. | 02.09 | ||
2. |
| Конкурс «Пословицы о книге и учении». | 09.09 | ||
3. | Структура книги. | Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители» | 16.09 | ||
Книгочей – любитель чтения. | |||||
4. | Экскурсия в библиотеку. | Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать выбранную книгу. | 23.09 | ||
5. |
| Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». | 30.09 | ||
Книги о твоих ровесниках. | |||||
6. |
| Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои детских книг». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | 07.10 | ||
7. |
| Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | 14.10 | ||
8. |
| Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | 21.10 | ||
9. |
| Знакомиться с книгами В. Драгунского Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | 11.11 | ||
10. |
| Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | 18.11 | ||
Народная мудрость. Книги-сборники. | |||||
11. | Малые жанры фольклора. | Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать по тропинкам фольклора | 25.11 | ||
12. |
| Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц | 02.12 | ||
13. |
| Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку». | 09.12 | ||
14. |
| Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). | 16.12 | ||
Писатели-сказочники. | |||||
15. |
| Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Чтение выбранной книги. | 23.12 | ||
16. |
| Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. | 13.01 | ||
17. |
| Обзор сказок Х.К. Андерсена. | 20.01 | ||
18. |
| Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность). | 27.01 | ||
Книги о детях и для детей. | |||||
19. | Книги о детях. Выставка книг | Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). | 03.02 | ||
20. | Герои книг В. Осеевой | Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой | 10.02 | ||
21. |
| Читать книги-сборники о детях и для детей Н. Носова | 17.02 | ||
22. | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы | Читать книги-сборники о детях и для детей С. Михалкова | 24.02 | ||
23. | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). | 03.03 | ||
24. |
| Читать книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). | 10.03 | ||
Старые добрые сказки. | |||||
25. | Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок | Читать книги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран. | 17.03 | ||
26. |
| Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести поисковую работу. | 31.03 | ||
27. | Народные сказки на страницах детских журналов | Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. | 07.04 | ||
Книги о тех, кто подарил нам жизнь | |||||
28. | Книги о семье. | Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья». Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». | 14.04 | ||
29. |
| Читать книги о семье, маме, детях. | 21.04 | ||
Защитникам Отечества посвящается. | |||||
30. | Защитники Отечества в былинах и сказаниях | Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. | 28.04 | ||
31. |
| Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. | 05.05 | ||
По страницам любимых книг | |||||
32. | Библиотечный урок «Хвала книге» | Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. | 12.05 | ||
33. |
| Вести проектную деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). | 12.05 | ||
34. | Летнее чтение. Оформление дневника читателя | Оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя». | 19.05 |
Содержание программы
Книга, здравствуй (3 ч.)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч.)
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (5 ч.)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч.)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч.)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях и для детей (6 ч.)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (3 ч.)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (2 ч.)
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (2 ч.)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (3 ч.)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Методическое обеспечение
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» являются:
литературные игры,
конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями родного края,
уроки-спектакли и т. д.
На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:
портретов писателей, поэтов;
репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;
иллюстраций к литературным произведениям.
Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
В качестве справочной литературы целесообразно использовать на занятиях ЭОР «Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» (Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей».– М.: Вентана-Граф, 2020.)
Список литературы (Библиография)
1.Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф
2.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2017
3.Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2017
4.Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 2 класс. – М.: ВАКО, 2021