Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

В МИРЕ КНИГ

Автономная некоммерческая организация

профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «В мире книг»

для 2 класса

срок реализации – 2021/2022 учебный год

Москва

2022

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «В мире книг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2020.).

Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности заключаются в преемственности кружка с основным курсом литературного чтения, что позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи программы:

содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;

создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.

развивать память, внимание, воображение.

создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 8 - 9 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.

Режим занятий: 1 раз в неделю, начало занятий не раньше чем через один час после окончания уроков, продолжительность занятия – 35 минут.

Формы организации кружковых занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.

Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении.

Метапредметные результаты:

познавательные:

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

регулятивные:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

коммуникативные:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.

Учебный план

п/п Разделы программы Количество часов часов Всего часов
1 год 2 год 3 год 4 год
1 Здравствуй, книга! 2 5 4 - 11
2 Обогащение читательского опыта. и родной природе. 31 26 24 23 104
3 Периодические издания для детей - - 3 - 3
4 Детские справочники и энциклопедии - - - 3 3
5 По страницам любимых книг - 3 3 8 14
Всего часов: 33 34 34 34 135

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности

(второй год обучения)

п/п

Разделы программы Количество часов В том числе
теория практика
1. Здравствуй, книга! 5 2 4
1.1 Книга, здравствуй! 3 1 2
1.2 Книгочей – любитель чтения. 2 1 1
2. Обогащение читательского опыта. 26 2
2.1 Книги о твоих ровесниках. 5 1 4
2.2 Крупицы народной мудрости. Книги-сборники 4 - 4
2.3 Писатели-сказочники. 4 - 4
2.4 Книги о детях и для детей. 6 - 6
2.5 Старые добрые сказки. 3 1 2
2.6 Книги о тех, кто подарил нам жизнь. 2 - 2
2.7 Защитникам Отечества посвящается. 2 - 2
3. По страницам любимых книг 3 1 2
Всего часов: 34 5 29

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия Характеристика деятельности учащихся Дата проведения
план факт
Книга, здравствуй!
1. Роль книги в жизни человека. Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль. 02.09
2.
  • История создания книги. Первая печатная книга
  • на Руси.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». 09.09
3. Структура книги. Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители» 16.09
Книгочей – любитель чтения.
4. Экскурсия в библиотеку. Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать выбранную книгу. 23.09
5.
  • Правила поведения
  • в библиотеке.
Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». 30.09
Книги о твоих ровесниках.
6.
  • Выставка книг о детях. Структура книги.
Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои детских книг». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. 07.10
7.
  • Книги В. Осеевой.
  • Книга-сборник.
Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. 14.10
8.
  • Книги Е. Пермяка.
  • Титульный лист.
Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. 21.10
9.
  • Книги В. Драгунского.
  • Типы книг
Знакомиться с книгами В. Драгунского Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. 11.11
10.
  • Книги Н. Носова.
  • Аппарат книги
Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. 18.11
Народная мудрость. Книги-сборники.
11. Малые жанры фольклора. Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать по тропинкам фольклора 25.11
12.
  • Пословицы.
Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц 02.12
13.
  • Загадки.
Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку». 09.12
14.
  • Скороговорки и чистоговорки
Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). 16.12
Писатели-сказочники.
15.
  • Писатели-сказочники.
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Чтение выбранной книги. 23.12
16.
  • Герои сказок. Викторина
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. 13.01
17.
  • По страницам сказок
  • Х. К. Андерсена.
Обзор сказок Х.К. Андерсена. 20.01
18.
  • Проект «Путешествие
  • в страну сказок»
Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность). 27.01
Книги о детях и для детей.
19. Книги о детях. Выставка книг Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). 03.02
20. Герои книг В. Осеевой Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой 10.02
21.
  • Книги Н. Носова. Приключение-сказка
  • о Незнайке
Читать книги-сборники о детях и для детей Н. Носова 17.02
22. Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы Читать книги-сборники о детях и для детей С. Михалкова 24.02
23. Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). 03.03
24.
  • Сборники стихотворений
  • для детей.
Читать книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). 10.03
Старые добрые сказки.
25. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок Читать книги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран. 17.03
26.
  • Книги-сборники сказок народов мира.
Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести поисковую работу. 31.03
27. Народные сказки

на страницах детских журналов

Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. 07.04
Книги о тех, кто подарил нам жизнь
28. Книги о семье. Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья». Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». 14.04
29.
  • Стихи и рассказы о маме
Читать книги о семье, маме, детях. 21.04
Защитникам Отечества посвящается.
30. Защитники Отечества

в былинах и сказаниях

Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. 28.04
31.
  • Книга А. Гайдара
  • «Сказка о Военной тайне…»
Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. 05.05
По страницам любимых книг
32. Библиотечный урок

«Хвала книге»

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. 12.05
33.
  • Презентация любимых книг.
Вести проектную деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). 12.05
34. Летнее чтение. Оформление дневника читателя Оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя». 19.05

Содержание программы

Книга, здравствуй (3 ч.)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (2 ч.)

Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (5 ч.)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч.)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч.)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях и для детей (6 ч.)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки (3 ч.)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (2 ч.)

Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (2 ч.)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (3 ч.)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Методическое обеспечение

Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» являются:

литературные игры,

конкурсы-кроссворды,

библиотечные уроки,

путешествия по страницам книг, проекты,

встречи с писателями родного края,

уроки-спектакли и т. д.

На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:

портретов писателей, поэтов;

репродукций картин в соответствии с содержанием программы;

художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;

иллюстраций к литературным произведениям.

Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.

В качестве справочной литературы целесообразно использовать на занятиях ЭОР «Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» (Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей».– М.: Вентана-Граф, 2020.)

Список литературы (Библиография)

1.Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф

2.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2017

3.Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2017

4.Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 2 класс. – М.: ВАКО, 2021

32