Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

ТЕХНОЛОГИЯ 5-8

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Технология» (5-8 класс).

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом примерной программы по предмету «Технология» и программы Технология : 5 - 8 классы / Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю.. - М. : «Просвещение», 2019.

Технологическое образование - это процесс приобщения учащихся к средствам, формам и методам реальной деятельности и развития ответственности за её результаты.

Технологическое образование предусматривает организацию созидательной и преобразующей деятельности, направленной на удовлетворение потребностей самого человека, других людей и общества в целом. Поэтому объекты учебной деятельности должны подбираться с учётом видов потребностей, которые имеют для человека-труженика определённую иерархию значимости.

В процессе изучения учащимися технологии, с учётом возрастной периодизации их развития, в целях общего образования должны решаться следующие задачи:

  • формирование инвариантных (метапредметных) и специальных трудовых знаний, умений и навыков, обучение учащихся функциональной грамотности обращения с распространёнными  техническими  средствами труда;
  • углублённое овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда по профилю или направлению профессионального труда;
  • расширение научного кругозора и закрепление в практической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук;
  • воспитание активной жизненной позиции, способности к конкурентной борьбе на рынке труда, готовности к самосовершенствованию и активной трудовой деятельности;
  • развитие творческих способностей, овладение началами предпринимательства на основе прикладных экономических знаний;
  • ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, профессиональное самоопределение.

Современные требования социализации в обществе в ходе технологической подготовки ставят задачу обеспечить овладение обучающимися правилами эргономики и безопасного труда, способствовать экологическому и экономическому образованию и воспитанию, становлению культуры труда.

Целью преподавания предмета «Технология» является практико-ориентированное общеобразовательное развитие учащихся:

  • прагматическое  обоснование  цели  созидательной  деятельности;
  • выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности) на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук;
  • выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учётом имеющихся материально-технических возможностей;
  • создание преобразования или эффективное использование
    потребительных стоимостей.

В целом школьное технологическое образование придаёт формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентированный преобразовательный аспект.

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся, предоставляя им возможность применять на практике знания основ различных наук. Это школьный учебный курс, в содержании которого отражаются общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры.

Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметнопреобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых  ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии  происходит  знакомство  с  миром  профессий и ориентация школьников на работу в  различных  сферах  общественного производства. Тем  самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Объектами изучения курса являются окружающая человека техносфера, её предназначение и влияние на преобразовательную деятельность человека.

Предметом содержания курса являются дидактически отобранные законы, закономерности создания, развития и преобразования видов и форм проявления компонентов искусственной среды (техносферы), технологическая (инструментальная и процессуальная) сторона преобразовательной деятельности, направленной на создание продукта труда, удовлетворяющего конкретную потребность.

Задачи технологического образования в общеобразовательных организациях:

  • ознакомить учащихся с законами и закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер созидательной и преобразовательной деятельности человека;
  • синергетически увязать в практической деятельности всё то, что учащиеся получили на уроках технологии и других предметов по предметно- преобразующей деятельности;
  • включить учащихся в созидательную или преобразовательную деятельность, обеспечивающую эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека как члена семьи, коллектива, гражданина своего государства и представителя всего человеческого рода;
  • сформировать творчески активную личность, решающую постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи.

В основу методологии структурирования содержания учебного предмета «Технология» положен принцип блочно-модульного построения информации. Основная идея блочно-модульного построения содержания состоит в том, что целостный курс обучения строится из логически за- конченных, относительно независимых по содержательному выражению элементов - блоков. Каждый блок включает в себя тематические модули. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с основными компонентами содержания.

Содержание учебного предмета «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения базовых компонентов, поэтому в основу соответствующей учебной программы закладывается ряд положений:

  • постепенное увеличение объёма технологических знаний, умений и навыков;
  • выполнение  деятельности  в  разных  областях;
  • постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблемы (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов и т. п.);
  • развитие  умений  работать  в  коллективе;
  • возможность  акцентировать  внимание  на  местных  условиях;
  • формирование творческой личности, способной проектировать процесс и оценивать  результаты  своей  деятельности.

В соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие базовые компоненты содержания обучения технологии:

  • методы  и  средства  творческой  и  проектной  деятельности;
  • производство;
  • технология;
  • техника;
  • технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов;
  • технологии  обработки  текстильных  материалов;
  • технологии  обработки  пищевых  продуктов;
  • технологии  получения,  преобразования  и  использования  энергии;
  • технологии  получения,  обработки  и  использования  информации;
  • технологии  растениеводства;
  • технологии  животноводства;
  • социальные  технологии.

Данный компонентный состав позволяет охватить все основные сферы приложения технологий. Кроме того, он обеспечивает преемственность с существовавшим ранее содержанием обучения технологии по техническому, обслуживающему и сельскохозяйственному труду.

Программа предусматривает  широкое использование  межпредметных  связей:

  • с  алгеброй  и геометрией  при проведении  расчётных операций и  графических
    построений;
  • с химией при изучении свойств конструкционных материалов, пищевых продуктов, сельскохозяйственных технологий;
  • с биологией при рассмотрении и анализе природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, при изучении сельскохозяйственных технологий;
  • с физикой при изучении механических характеристик материалов,  устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных энергетических технологий.

При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

На изучение технологии в основной школе выделяется 238 ч. в 5-8 классах по 68 ч (2 ч. в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕХНОЛОГИЯ 5-8
ПОДРОБНЕЕ

.

159