Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТИВНЫЙ ТАНЕЦ - "ДЖАЗ-МОДЕРН"

                VI. Организационно-педагогические условия

6.1.  Методическое обеспечение программы:

  1. Изучение методической и специальной литературы по классическому танцу.
  2. Просмотр видеоматериалов: открытых уроков и концертных номеров аналогичных  и специальных учебных заведений.
  3. Просмотр хореографических номеров профессиональных коллективов.
  4. Обмен опытом работы посредством открытых уроков и отчётных концертов.
  5. Знакомство с методикой работы аналогичных учебных заведений.

Поиск необходимого материала в интернете, участие в форумах на интересующую тему.

I. Видеокассеты.
1. «Риверданс». Ослепительное танцевальное шоу.
2. «В мире танца» (акробатика, гимнастика на сцене).
3. Балет М. Бежара  на музыку Ф.Меркюри.
4. «Сумашедсшие танцы». Твист. Диско. Хип-хоп. Брейк- данс. Кантри. Макарена.
II. Аудиокассеты.
III. Журналы:

  1. «Балет».
  2. «Moderndance».

6.2. Условия реализации программы:
1.Учебный оборудованный хореографический класс.
2. Актовый зал, с местами для зрителей.
3. Концертный зал.
4. Комнаты для переодевания.
5. Интернет сайт, наглядная информация по сценической практике (фото, видеоматериал).
6. Концертные костюмы.
7. Аудиоаппаратура (музыкальный центр, колонки.)                 

VII. Материально-техническое обеспечение:

1. Библиотечный фонд:

  • Стандарт дополнительного образования художественно-эстетической направленности для ДШИ;
  • Методические издания, учебные пособия, книги по классическому танцу, для преподавателей хореографических дисциплин и руководителей хореографических коллективов.
  • Примерные программы по хореографическим дисциплинам.

  2. Демонстрационные материалы:

  • плакаты методические;
  • портреты выдающихся хореографов, выдающихся деятелей в области хореографического искусства.

3. Технические средства:

  • персональный компьютер;
  • усилитель звука, колонки;
  • переносной музыкальный центр;
  • экран (на штативе);
  • цифровая видеокамера.

 4. Учебно-практическое оборудование:

  • хореографический станок;
  • гимнастические коврики;
  • гимнастические скакалки;
  • сценические костюмы.                    

Список литературы

  • Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике: метод. рек. / Э.П. Аверкович. М.: Изд-во ВНИИФК, 198
  • Беликова А.Н. – «Современные танцы» — М,.Сов. Россия, 2000 г.
  • Беликова А. «Тренаж современной пластики» — М., «Советская Россия» 2000г.
  • Бриске Э. «Ритмика и танец». Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
  • Захаров Р. «Слово о танце» — М., «Молодая гвардия», 2004 г.
  • Зенина Н.Н. Краткая методика преподавания модерн-джаз танца: для начинающих (1-год обучения, базовый уровень) / Н.Н. Зенина, обл.
  • Каргина З.А., Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей./ З.А. Каргина // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. – 2006. - № 5. – с.11 – 15
  • Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца: учебное пособие / В.Ю. Никитин. - М.: Издательский дом «Один из лучших», 2006
  • Никитин А.Б. «Театр, где играют дети»-М. И.- во ВЛАДОС, 2001 г.
  • Никитин В.Н. «Модерн – джаз танец- начало обучения» — М., 2003г.
  • Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца: учебное пособие / В.Ю. Никитин. - М.: Издательский дом "Один из лучших", 2006
  • Полятков С.С. «Основы современного танца» — Ростов н- Д: Феникс, 2005

Приложение 1
Критерии оценки ЗУН.

  1. ЗНАНИЯ.
  2. Оценка знаний

    Показатели

    Глубина

    Объем

    «Высокий уровень»

    Знает значение системных понятий, может вычленить главное, обобщить информацию, самостоятельно сделать вывод.

    Владеет всем объемом знаний, полученных на занятиях, привлекает дополнительную информацию из различных источников

    «Средний уровень»

    Знает основные понятия, грамотно использует их при ответе; задания, связанные с анализом и систематизацией информации, выполняет с помощью педагога

    Владеет информацией, полученной на занятиях, но не всегда может актуализировать изученное ранее без помощи педагога

    «Низкий уровень»

    Знания поверхностны. Не всегда понимает смысл терминов. Нуждается в помощи педагога.

    Владеет только актуальной информацией, т.е. полученной на последнем занятии

  3. УМЕНИЯ и НАВЫКИ.

  4. Оценка
    умений и навыков

    Показатели

    Диапазон

    Грамотность

    Практическая целесообразность

    «Высокий уровень»

    Владеет всеми навыками (технологическими, коммуникативными, оргдеятельностными, пластическими, техническими, художественными и пр.) предусмотренными программой.

    Не допускает ошибок при выполнении навыков, предусмотренных программой.

    Самостоятельно может построить алгоритм продуктивного процесса (технологического,
    поискового, творческого),
    не допуская ошибок в выборе технических приемов и действий, установлении их последовательности.
    Анализирует процесс и результат в сопоставлении с целью деятельности.

    «Средний уровень»

    Владеет основными навыками, предусмотренными программой.

    Допускает (иногда) незначительные ошибки при выполнении навыков. Способен самостоятельно исправить эти ошибки.

    Умеет выбрать действия и установить их последовательность для достижения практической цели. Допускает незначительные ошибки

    «Низкий уровень»

    Владеет лишь частью навыков, предусмотренных программой. Часто нуждается в помощи педагога.

    Допускает серьезные ошибки при выполнении умений. Навыки не сформированы. Нуждается в руководстве.

    Не может самостоятельно выбрать действия для достижения поставленной цели и установить их порядок.

Приложение 2

ЭЛЕМЕНТЫ ДЖАЗ ТАНЦА И СОВРЕМЕННЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ
СТИЛЕЙ.
В уроке джаз танца нет такой определенной последовательности упражнений, как в классическом танце. Каждый педагог является самоценной творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приемов.
Основные принципы техники джаз танца.
1.  Использование в танце позы коллапса.
2.  Активное передвижение исполнителя в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали.
3.  Изолированные движения различных частей тела.
4.  Использование ритмически сложных и синкопированных движений.
5.  Полиритмия танца.
6.  Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.
7.  Индивидуальные импровизации в общем танце.
8.  Функционализм танца.
Основные разделы урока.
1.  Разогрев.
2.  Изоляция.
3.  Партер.
4.  Адажио.
5.  Кросс (шаги, прыжки, вращения)
6.  Комбинация.
Занятия джаз танцем начинают с освоения изолированных движений, после чего переходят к их координации. Постепенно в урок вводятся танцевальные комбинации.

1-ый год обучения
Задачи:

  • движения изолированных центров; 
  •  взаимосвязь дыхания и движения (contraction, release);
  • упражнения stretch-характера;
  • развитие грудной клетки, тазобедренного сустава, коленного сустава, голеностопа.

Упражнения на середине зала. Изоляция.
Вводный урок.

  • Основные позиции ног в джаз танце.
  • Основные позиции рук в джаз танце.
  • Изолированная работа головы в положении стоя (наклоны вперед и назад, наклоны вправо и влево, повороты вправо и влево,  zundari вперед, назад, из стороны в сторону).
  • Изолированная работа плеч в положении стоя (вверх – вниз, вперед – назад).
  • Изолированная работа рук в положении стоя (кисти, от локтя, от плеча).
  • Изолированная работа грудной клетки в положении стоя (из стороны в сторону, вперед – назад).
  • Изолированная работа бедер (пелвис) в положении стоя (вперед – назад, из стороны в сторону).
  • Изолированная работа ног, стоп в положении стоя (стопа --flex и point, prance, pas tortilla, catch step; от колена).

Упражнения в партере. Современный танец, использует сценическое пространство не только по вертикали, но и по горизонтали. Движения исполнителя на полу – существенная часть хореографии. В уроке этот раздел несет очень важные функции.
В партере может происходить:

  • разогрев;
  • упражнения на изоляцию;
  • упражнения stretch – характера;
  • упражнения для развития подвижности позвоночника;
  • дополнительный тренаж на координацию и ориентацию в пространстве.

Наиболее  распространенные варианты уровней.
Стоя:

  • верхний уровень (на полупальцах);
  • средний уровень (на всей стопе);
  • нижний уровень (колени согнуты).

 «На четвереньках»:

  • опора на руках и коленях;
  • одна или две ноги вытянуты назад при опоре на руки;
  • одна нога открыта  в сторону или назад при опоре на руках и колене.

На коленях:

  • стоя на двух коленях;
  • стоя на одном колене, другая нога открыта на пол в любом направлении.

Сидя:

  • frog position («лягушка»- колени согнуты, стопы вместе);
  • первая позиция (ноги вместе, вытянуты вперед);
  • вторая позиция (ноги разведены в стороны);
  • третья позиция (положение «swastika», но столпы плотно прижаты к ягодицам);
  • четвертая позиция  или «swastika»;
  • пятая позиция (ноги согнуты в коленях, щиколотки скрещены);
  • колени согнуты и соединены вместе  (стопы стоят на полу параллельно);
  • соссух - позиция: ноги вместе, колени согнуты, голени в воздухе и параллельны полу;
  • джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута);
  • сидя на одном бедре (колено опорной ноги согнуто, на ней тяжесть корпуса, свободная нога открыта назад или в сторону);
  • crossed swastika (скрещенная свастика).

Лежа:

  • на спине;
  • на животе;
  • на боку.

Упражнения в партере на изоляцию.

  • Изоляция головы (может исполняться во всех уровнях). 
  • Изоляция плеч (исполняется в позициях «сидя»)
  • Изоляция грудной клетки.
  • Изоляция таза (в положении «стоя на четвереньках» и в положении «стоя на коленях»).
  • Изоляция рук.
  • Изоляция ног.

Упражнения stretch-характера (растяжка).

  • Поочередная работа стоп со сменой положения (flex, point): П.Н – flex, Л.Н. – point и наоборот.
  • Упражнения stretch-характера в положении лежа.
  • Упражнения stretch-характера в положении сидя.

Упражнения для развития подвижности позвоночника.

  • Наклоны торсом вперед в «frog» позиции.
  • Фиксируемые наклоны торса к ногам в первой позиции сидя.
  • Фиксируемые наклоны торса к ногам во второй позиции сидя.
  • Выходы на маленькие мостики.
  • Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release, high release.

Адажио.

  • Отработка устойчивости (апломба) и развитие высоты подъема ноги. Battement releve lent и Battement developpe.

Передвижение (cross).

  • Шаги: flat step.
  • Grand battement.

Прыжки: с двух ног на две(jump).

  • Temps sauté.
  • Temps sauté по точкам.
  • Temps sauté в комбинациях с правой и левой ног по точкам.

Вращения: повороты на двух ногах. 
Просмотр видеоматериала.
Ожидаемый результат.
Ожидаемый результат на данном этапе освоения программы - правильное выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся: движения изолированных центров; взаимосвязь дыхания и движения; упражнения stretch-характера; подвижность грудной клетки, тазобедренного, коленного суставов, голеностопа.

2-ой год обучения
Задачи:

  • Развитие подвижности позвоночника. 
  • Проучивание flat back вперед.
  • Проучивание roll down и roll up.
  • Квадрат и крест в разделе изоляция.
  • Акробатические элементы (колесо, большой мостик, кувырки, перекаты).

Упражнения на середине зала.

  • В разделе изоляция проучиваем новое понятие – крест.
  • В разделе изоляция проучиваем новое понятие – квадрат.
  • В разделе изоляция проучиваем новое понятие – круг.
  • В разделе изоляция проучиваем новое понятие – полукруг.
  • В разделе изоляция проучиваем новое понятие – восьмерка.
  • Использование разно ритмических музыкальных произведений при исполнении движений.

Demi и grand-plie:
1. По параллельным и выворотным позициям. 
2. Перевод стоп и коленей из выворотного положения в
параллельное и, наоборот, во время исполнения demi и grand-plie.
3. Изменение динамики исполнения: быстро, медленно.
4. Соединение с releve.
Battement tendu:
1. Исполнение по параллельным позициям.
2. Перевод из параллельного  в выворотное и наоборот.
3. Исполнение с сокращенной стопой (flex).

Rond de jambe par terre:

  • Исполнение по параллельным позициям.
  • Исполнение формы из урока народно-сценического танца.
  • Battement fondu: по параллельным позициям.
  • Battement frappe: по параллельным позициям.

Упражнения для развития подвижности позвоночника.

  • Проучивание flat back вперед из положения стоя.
  • Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release, с добавлением работы рук в положении стоя.
  • Изучение curve, arch,  Проучивание roll down и roll up.
  • Изучение side stretch.

Упражнения в партере.

  • Проучивание batman tendus jete вперед с сокращенной ногой от колена, в положении лежа.
  • Contraction, release на четвереньках.
  • Body roll в положении круазе сидя. 
  • Подъем ног на 90 градусов из положения, лежа (стопы – point). \Grand batman вперед, из положения, лежа на спине.
  • Grand batman в сторону из положения, лежа на боку.
  • Grand batman в сторону, назад из положения, стоя на четвереньках.

Упражнения stretch-характера (растяжка).

  • Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону (вторая джазовая позиция ног в партере).
  • Растяжки из положения сидя, включая поясничную работу мышц.
  • Упражнения stretch-характера из положения frog-position с использованием рук.
  • Введение элементарных акробатических элементов: выход на большой мостик из положения стоя; стойка на лопатках «березка»; кувырки вперед, назад; перекаты.

Адажио.

  • Flex стопы и колена.
  • Добавления движений корпуса наклонов, спиралей торса, сontraction, release.

Передвижение (cross).

  • Шаги: tap step; camel walk; sugar leg.
  • Grand battement на полупальцах. 
  • Прыжки: с одной ноги на другую с продвижением (leap).
  • Вращения: повороты на одной ноге.

Комбинация. Последним разделом урока джаз танца является танцевальная комбинация, которая может включать в себя движения из всех разделов урока.
Импровизация как раздел урока в джаз-танце.

Ожидаемый результат.

Технически грамотное выполнение следующих движений: body roll, flat back вперед, выход на большой мостик из положения стоя. Стойка на лопатках «березка», кувырки вперед, назад, перекаты. Умение исполнять простейшие комбинации на изученном материале. 

3-ий год обучения

Задачи:

  • Работа у станка.
  • Координация рук в изучении положения flat back.
  • Изучение deep body bend.
  • Изучение twist торса.
  • Body roll.

Упражнения у станка.

  • Разогрев у станка.
  • Demi plie по второй, четвертой, шестой позициям.
  • Grand plie по второй, четвертой, шестой позициям.
  • Battement tendus вперед, в сторону, назад.
  • Battement tendu jete по всем направлениям.

Rond de jambe par terre еn dehor u еn dedane.

  • Battement fondu с сокращенной стопой, по параллельным позициям.
  • Battement frappe.
  • Battement developpe, battement releve lent
  • Grand battement jete.

Упражнения stretch-характера (растяжка) у станка.

Упражнение на середине зала. 

  • Соединение движений нескольких центров, т.е. координация.
  • Battement tendu с использованием brash.
  • Подготовка к пируэтам.

Упражнения для развития подвижности позвоночника.

  • Flat back в сторону.
  • Flat back вперед в сочетании с работой рук.
  • Изучение deep body bend.
  • Изучение hingе-позиции.
  • Изучение twist торса. Body roll (волны).
  • Tilt.

 
Адажио. 

  • Отработка вращений в позах.
  • Комбинации с использованием tour lent  и других видов партерных туров, fouette en tournante u pirouettes.

Кросс.
Шаги:

  • Проучивание шага flat step в чистом виде.
  • Flat step в plie.
  • Pas chasse.
  • Pas de bourree.
  • Step ball change.
  • Изучение kick. Grand battement на шагах square (шаги на demi-plie по квадрату).

Прыжки: c одной ноги на ту же ногу(hop).
Вращения: повороты по кругу вокруг воображаемой оси.
Комбинация.
Импровизация.

  • Составление танцевальных этюдов учащимися на основе проученных движений. 

Ожидаемый результат.
Работа у станка. Flat back с работой рук. Составление танцевальных этюдов. 


4-ый год обучения
Задачи:

  • Соединение движений одного центра с шагами.
  • Трехшаговые повороты.
  • Пируэты.
  • Овладение системой растяжки stretch.
  • Овладение характером и особенностями классического, традиционного джаза.
  • Вращения, кросс.

Упражнения у станка.

  • Demi и grand plie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. 
  • Demi и grand plie в сочетании с releve.
  • Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот.
  • Battement tendu с использованием brash.
  • Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска.
  • Battement tendu jete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот. 
  • Battement tendu jete с использованием brash.
  • Battement tendu jete с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или \Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 45 градусов.
  • Rond de jambe par terre с подъемом на 90 градусов.
  • Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска.
  • Grand battman jete по всем направлениям через developpes.
  • Арабески.

Упражнения stretch-характера (растяжка)

  • Овладение системой растяжки stretch. 
  • Овладение характером и особенностями классического, традиционного джаза.

Упражнения для развития подвижности позвоночника.

  • Торсовая работа корпуса twist, twill на закрепление мышечных ощущений спины и бока. 
  • Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, high release, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а так же с поворотами на одной ноге.
  • Проработка стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях «джаз», маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д.
  • Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (twist, спиралей, contraction, release), падения и подъемы, а так же переходы из уровня в уровень.

 Упражнение на середине зала. 

  • Упражнения свингового характера.
  • Упражнения на смену уровней.
  • Упражнения для расслабления позвоночника.
  • Проработка движений: drop u swing roll down u roll up.

Изоляция: полиритмия и полицентрия. Движения трех четырех и более центров одновременно в различных ритмических рисунках и оппозиционном направлении.
Адажио. 

  • Отработка пространственного расположения. 
  • Комбинации с использованием различных ракурсов, изменением уровня, перемещением по пространству класса.

Кросс.
Шаги:

  • Трехшаговый поворот по прямой.
  • Трехшаговый поворот с пируэтом по прямой.
  • Трехшаговый поворот с пируэтом по диагонали.
  • Flat step в сочетании с работой плеч.
  • Flat step в сочетании с «восьмеркой» тазом.
  • Grand batman с двумя шагами по диагонали.
  • Шаги с координацией трех, четырех и более центров.
  • Шаги с использованием contraction, release, сменой направлений в комбинации шагов.

Прыжки: 

  • Сиссон ферме по всем направлениям.
  • Сиссон уверт по всем направлениям. 
  • Па эшапе с поворотом.
  • Па шассе как подготовка к большим прыжкам. \\Соединение шагов, прыжков в вращении в единые комбинации.

Вращения:

  • Пируэты на 360 градусов со 2 позиции.
  • Пируэты на 360 градусов с 4 позиции.
  • Штопорные вращения.
  • Пируэт в позах (efacce, croisee). 
  • Повороты на различных уровнях.

Комбинация. Все упражнения разложены на четко ритмическом рисунке, использованы синкопы, смещенный ритм, свойственный джазовому танцу. Проучивание танцевальных этюдов на основе изученных движений. Комбинации с использованием ранее изученного
материала в сочетании с падениями и подъемами, использованием различных ракурсов, изменениями уровня, перемещением по пространству класса.
Импровизация.

Ожидаемый результат.
Грамотное исполнение пируэтов, трехшаговых поворотов. Умение соединять движения одного центра с шагами. Работа у станка. Правильное исполнение следующих движений: штопорные вращения, deep body bend, side stretch. Grand batman jete, сиссон ферме, сиссон уверт.
По завершению учебного процесса в седьмом классе дети должны владеть всем проученным материалом. Уметь работать одновременно двумя, тремя и более центами, выполнять вращения, шаги и прыжки по диагонали. Владеть stretch – скручиванием и раскручиванием корпуса.

...Предыдущая В начало...

157