Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Общеобразовательная  автономная некоммерческая организация «Старая школа»
(ОАНО «Старая школа»)

ПОЛОЖЕНИЕ

о психологической службе

1. Общие положения

1.1.Положение о психологической службе в Школе определяет организационно-методическую основу деятельности психологической службы.

1.2.Под психологической службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательного учреждения.

1 З. Психолого-педагогическая помощь в учреждении оказывается в первую очередь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным уголовно-процессуальным законодательством подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления.

1.4. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

1.5.Психолого-педагогическая помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие занятия с обучающимися;

3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

1.6.Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей) (Приложения №1, №2).

1.7.В своей деятельности служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ ”06 образовании в Российской Федерации", решениями соответствующих органов управления образованием, Уставом учреждения, настоящим Положением.

2. Цели и задачи службы

2.1. Целями службы являются:

  • оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  • содействие администрации и педагогическому коллективу учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  • содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
  • содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формирования у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
  • 2.2. Задачи службы:

    • психологический анализ социальной ситуации развития в учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
    • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развития личности;
    • формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
    • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в учреждении;
    • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения с учетом интеллектуальных, и личностных возможностей и особенностей обучающихся; профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;
    • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
    • участие совместно с педагогическим коллективом в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
    • содействие распространению и внедрению в практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
    • содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательного учреждения научно-методическими материалами и разработками в области психологии.


    З. Основные направления деятельности службы

    З. 1. Основными направлениями деятельности службы является:

    3.1.1. Психологическое просвещение формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

    З.1.2. Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

    Психопрофилактическая работа включает в себя:

    • определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
    • подготовку совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
    • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
    • создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями.

    3.1.3 Психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

    Для реализации этих задач педагог-психолог:

    • проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;
    • проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении; • диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
    • проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

    Если проблемы обучающегося связаны с нарушениями его психического развития, носящими клинический характер, педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, переадресовывая запрос необходимому специалисту.

    3.1.4. Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов и других специалистов. Проведение комплексных развивающих (коррекционных) индивидуальных и (или) групповых занятий с обучающимися в рамках общей психологической поддержки учебного процесса в соответствии с этапами школьного обучения и учебными планами.

    Для осуществления развивающей и психолого-коррекционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:

    - программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

    - программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;

    - программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

    Программы развивающей и психолого-коррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями (законными представителями), и выполняется последними с помощью психолога.

    Развивающая и психолого-коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей (законных представителей).

    Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

    3.1.5. Консультативная деятельность— оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

    Составляющие консультативной деятельности:

    • проведение индивидуальных консультаций с родителями (законными представителями) с целью содействия семейному воспитанию и познанию индивидуальных особенностей обучающихся;
    • проведение индивидуальных консультаций обучающихся;
    • проведение консультаций педагогов по результатам психологического обследования обучающихся.

    З.2. Педагоги-психологи участвуют в работе педагогических советов учреждения, в работе методических объединений, оказывают помощь администрации учреждения в оценке состояния образовательного процесса и выработке рекомендаций по его совершенствованию, выполняют комплекс мероприятий по осуществлению инклюзивного образования в учреждении.

    3.3. На педагогов-психологов возлагается обязанность участвовать в организации подготовки учащихся 9-ых и 11-ых классов к сдаче ГИА, а именно, проведение психологической диагностики экзаменационной тревожности, организация тренингов, направленных на профессиональное самоопределение, стрессоустойчивость, уверенность в себе и своих силах, помощь учащимся, которые нуждаются в психологической поддержке психолога.

    Развивающая и психолого-коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей (законных представителей).

    Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

    4. Организация деятельности службы

    4.1.Первичная помощь участникам образовательных отношений в образовательном учреждении оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием.

    4.2.Специализированная помощь участникам образовательных отношений, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов учреждения оказываются учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи центрами психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи, на которые может быть возложено осуществление функций психологомедико-педагогической комиссии.

    4.3.Педагоги-психологи строят свою деятельность в соответствии с годовым и перспективными планами работы учреждения.

    4.4.Педагогами-психологами разрабатывается и поддерживается необходимая документация: график работы психологов, планы работы на учебный год, журнал учета видов деятельности и учета обращений, характеристики учащихся, программы коррекционной и развивающей работы, протоколы обследований.

    4.5.Специалисты психологической службы могут пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной, научной, информационной и материально-технической базой учреждения.

    4.6.Педагоги-психологи обязаны:

    • руководствоваться соответствующими директивными и нормативными документами, регламентирующими деятельность службы; • рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
    • знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;
    • препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
    • в решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития;
    • хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим;
    • оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития обучающихся, индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем;
    • работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения;
    • по запросам администрации подготавливать необходимые материалы для психолого-медико-педагогических консультаций.

    4.7. Педагоги-психологи имеют право:

    • определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий учреждения;
    • формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;
    • знакомиться с документацией учреждения, обращаться с запросами в медицинские учреждения;
    • участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий;
    • участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности, проводить в учреждении групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты для исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и пр.;
    • обращаться в центры психологической помощи и профориентации по вопросам, связанным с защитой интересов обучающегося.

    4.8 Руководство и непосредственный контроль за деятельностью службы осуществляют заместитель директора по учебной части ,воспитанию, социализации и безопасности.

    В начало...

    76