РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5-9
6 класс
Введение в изучение курса «Обществознание». Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие общество. Сферы жизни общества. Знакомство со справочным и методическим аппаратом учебника. Знакомство с формами работы по предмету.
Тема 1. Человек в социальном измерении. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.
Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 2. Человек среди людей. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 3. Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха.
Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Итоговое повторение
7 класс
Тема 1. Человек и закон
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек и экономика
Экономика и ее основные участки. Экономика и ее роль в жизни общества.
Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда.
Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпаемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности. Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой.
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговое повторение. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
8 класс
Введение
Тема 1. Личность и общество
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современно го общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От ношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор.
Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Итоговое повторение.
9 класс.
Тема 1. Политическая сфера жизни общества. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Тема 2. Гражданин и государство. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Тема 3. Основы российского законодательства. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Основные виды гражданско- правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Тема | Количество |
1 | Введение – 1 час | Путешествие в мир знаний об обществе | 1 |
2 | Человек (5ч) | Загадка человека | 2 |
3 | Отрочество – особая пора жизни | 2 | |
4 | Повторение и обобщение по теме: «Человек» | 1 | |
5 | Семья(6ч) | Семья и семейные отношения | 2 |
6 | Семейное хозяйство | 2 | |
7 | Свободное время | 1 | |
8 | Повторение и обобщение по теме: «Семья» | 1 | |
9 | Школа(6ч) | Образование в жизни человека | 1 |
10 | Образование и самообразование | 2 | |
11 | Одноклассники, сверстники, друзья | 2 | |
12 | Повторение и обобщение по теме: «Школа» | 1 | |
13 | Труд(5ч) | Труд – основа жизни | 2 |
14 | Труд и творчество | 2 | |
15 | Повторение и обобщение по теме: «Труд» | 1 | |
16 | Родина(7ч) | Наша Родина – Россия | 1 |
17 | Государственные символы России | 2 | |
18 | Гражданин России | 1 | |
19 | Мы – многонациональный народ | 2 | |
20 | Повторение и обобщение по теме: «Родина» | 1 | |
21 | Итоговое повторение (3 ч) | Итоговое повторение | 3 |
22 | Резерв (1 ч) | 1 | |
Всего: | 34 |
6 класс (34 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Тема | Количество |
1 | Введение – 1 час | Путешествие в мир знаний об обществе | 1 |
2 | Человек в | Человек – личность | 2 |
3 | Человек познает мир | 2 | |
4 | Человек и его деятельность | 2 | |
5 | Потребности человека | 2 | |
6 | На пути к жизненному успеху | 2 | |
7 | Повторение и обобщение по теме «Человек в | 2 | |
8 | Человек среди | Межличностные отношения | 2 |
9 | Человек в группе | 2 | |
10 | Общение | 2 | |
11 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | |
12 | Повторение и обобщение по теме «Человек | 2 | |
13 | Нравственные | Человек славен добрыми делами | 2 |
14 | Будь смелым | 2 | |
15 | Человек и человечность | 2 | |
16 | Повторение и обобщение по теме | 2 | |
17 | Итоговое | Итоговое повторение | 3 |
Всего: | 34 |
7 класс (34 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Тема | Количество |
1 | Человек и закон (14 ч) | Что значит жить по правилам | 2 |
2 | Права и обязанности граждан | 2 | |
3 | Почему важно соблюдать законы | 2 | |
4 | Защита Отечества | 1 | |
5 | Для чего нужна дисциплина | 1 | |
6 | Виновен – отвечай | 2 | |
7 | Кто стоит на страже закона | 2 | |
8 | Практикум. Повторение и обобщение | 2 | |
9 | Человек и экономика (15 ч) | Экономика и ее основные участники | 2 |
10 | Золотые руки работника | 1 | |
11 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 | |
12 | Виды и формы бизнеса | 2 | |
13 | Обмен, торговля, реклама | 2 | |
14 | Деньги и их функция | 2 | |
15 | Экономика семьи | 2 | |
16 | Человек и экономика. Повторительно- | 2 | |
17 | Человек и природа | Воздействие человека на природу | 1 |
18 | Охранять природу – значить охранять жизнь | 1 | |
19 | Закон на страже природы | 1 | |
20 | Человек и природа. Урок-обобщение | 1 | |
21 | Итоговое | Итоговое повторение | 1 |
Всего: | 34 |
8 класс (34 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Тема | Количество |
1 | Введение (1 ч) | Введение в изучение курса | 1 |
2 | Личность и общество (5 ч) | Что делает человека человеком? | 1 |
3 | Человек, общество, природа | 1 | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности | 1 | |
5 | Развитие общества | 1 | |
6 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | |
7 | Сфера духовной культуры (8 ч) | Сфера духовной жизни | 1 |
8 | Мораль | 1 | |
9 | Долг и совесть | 1 | |
10 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | |
11 | Образование | 1 | |
12 | Наука в современном обществе | 1 | |
13 | Религия как одна из форм культуры | 1 | |
14 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | |
28 | Глава III. Социальная сфера (5 ч) | Социальная структура общества | 1 |
29 | Социальные статусы и роли | 1 | |
30 | Нации и межнациональные отношения | 1 | |
31 | Отклоняющееся поведение | 1 | |
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | |
«Социальная сфера». Практикум | |||
15 | Экономика (13 ч) | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 |
16 | Главные вопросы экономики | 1 | |
17 | Собственность | 1 | |
18 | Рыночная экономика | 1 | |
19 | Производство– основа экономики | 1 | |
20 | Предпринимательская деятельность | 1 | |
21 | Роль государства в экономике | 1 | |
22 | Распределение доходов | 1 | |
23 | Потребление | 1 | |
24 | Инфляция и семейная экономика | 1 | |
25 | Безработица, ее причины и последствия | 1 | |
26 | Мировое хозяйство и международная | 1 | |
27 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | |
33 | Итоговое | Итоговое обобщение и систематизация знаний | 2 |
Всего : | 34 |
9 класс (66 часов)
№ | Наименование разделов, тем | Тема | Количество |
1 | «Государство». Государство как политический институт (10 ч.) | Политика. Роль политики в жизни общества | 1 |
2 | Государство. Признаки и функции | 1 | |
3 | Теории возникновения государства | 1 | |
4 | Форма государства. Формы правления | 1 | |
5 | Государственное устройство зарубежных | 1 | |
6 | Административно-территориальное | 1 | |
7 | Политические режимы | 2 | |
8 | Повторение по теме: "Государство как | 1 | |
9 | Контрольный урок по теме: "Государство как политический институт." | 1 | |
10 | Демократическое государство (10ч.) | Демократия, ее основные ценности и признаки | 1 |
11 | Правовое государство | 1 | |
12 | Гражданское общество. Участие граждан в | 1 | |
13 | Политические партии и политические | 1 | |
14 | Политическое лидерство | 1 | |
15 | СМИ в политическом процессе | 1 | |
16 | Выборы и избирательные системы | 1 | |
17 | Деловая игра "Выборы Президента" | 1 | |
18 | Урок повторение по теме: "Демократическое | 1 | |
19 | Контрольный урок по модулю: "Государство." | 1 | |
20 | «Политическая система РФ» | Государственное устройство Российской Федерации | 1 |
21 | Органы государственной власти РФ. | 1 | |
22 | Законодательная и исполнительная власть в | 1 | |
23 | Судебная система РФ | 1 | |
24 | Правоохранительные органы в Российской | 1 | |
25 | Гражданство в РФ | 1 | |
26 | Повторение по теме: "Органы | 1 | |
27 | Контрольный урок по модулю: | 1 | |
28 | «Правовое регулирование общественных отношений». | Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 |
29 | Правоотношения и субъекты права | 1 | |
30 | Конституция Российской Федерации. Основы | 1 | |
31 | Конституционные права и свободы человека и | 2 | |
32 | гражданина | ||
33 | Повторение по теме: "Роль права в жизни | 1 | |
34 | Контрольный урок по теме: "Роль права в | 1 | |
35 | Правонарушения и юридическая ответственность (8ч.) | Правонарушения: понятие, признаки, виды | 1 |
36 | Юридическая ответственность и ее виды | 1 | |
37 | Правоохранительные органы РФ, их | 1 | |
38 | Адвокатура. Нотариат | 1 | |
39 | Судебная система в РФ | 1 | |
40 | Контрольный урок по теме: "Правонарушения | 1 | |
41 | Повторение по теме "Правовое регулирование | 1 | |
42 | Контрольный урок по модулю: «Правовое | 1 | |
43 | Система права в | Отраслевая структура российского права | 1 |
44 | Гражданские правоотношения | 2 | |
45 | Трудовые правоотношения | 1 | |
46 | Трудовые права несовершеннолетних | 1 | |
47 | Административные правоотношения | 1 | |
48 | Урок промежуточного контроля. | 1 | |
49 | Семейные правоотношения | 2 | |
50 | Уголовное право | 1 | |
51 | Особенности уголовной ответственности | 1 | |
52 | Правовое регулирование отношений в сфере | 1 | |
53 | Международное гуманитарное право | 2 | |
54 | Урок повторения по разделу : «Система права | 2 | |
55 | Контрольный урок по разделу: «Система | 1 | |
56 | Урок итогового повторения | 3 | |
57 | Контрольный урок по курсу | 1 | |
58 | Общество в развитии | 1 | |
59 | Резерв учебного времени | 1 | |
Всего: | 66 |
