Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 10-11

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс

Речь. Речевая деятельность.

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально- делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально- смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста. Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности сообщения, побуждения,вопросы,объявления,выражения эмоций,выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).

Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический . Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу другихславянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно- выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.

Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

11 класс 

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

10 класс

№ п/п Тема(раздел) Количество часов, отведенных на изучение
1. Введение. Слово о русском языке. 1
Лексика. Фразеология. Лексикография. 5
2. Слово и его значение. 1
3. Изобразительно- выразительные средства русского языка. 1
4. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. 1
5. Происхождение лексики. Лексика. Общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. 1
6. Фразеология. Лексикография. 1
Фонетика. Графика. Орфоэпия. 2
7. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. 1
8. Орфоэпия. 1
Морфемика и словообразование. 2
9. Состав слова. 1
10. Словообразование. Формообразование. 1
Морфология и орфография. 22
11. Принципы русской орфографии. 1
12. Употребление гласных после шипящих и ц. 1
13. Правописание безударных гласных корня, звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных. 1
14. Правописание гласных и согласных в приставках. 1
15. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. 1
Части речи. 12
16. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний. 1
17. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. 1
18. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. 1
19. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. 1
20. Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных. 1
21. Употребление имен числительных в речи. 1
22. Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. 1
23. Глагол как часть речи. Правописание глаголов. 1
24. Причастие как глагольная форма. 1
25. Деепричастие как глагольная форма. 1
26. Наречие как часть речи. Правописание наречий. 1
27. Слова категории состояния. 1
Служебные части речи. 5
28. Предлог как служебная часть речи. 1
29. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. 1
30. Частицы как служебная часть речи. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. 1
31. Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи. 1
32. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. 1
33 – 34. Уроки контроля знаний 2
ИТОГО 34


11 класс

№ п/п Тема (раздел) Количество часов, отведенных на изучение
Синтаксис и пунктуация. 34
1. Основные принципы русской пунктуации. 1
2. Словосочетание как синтаксическая единица. 1
3-4. Предложение как синтаксическая единица. 2
5. Постановка тире в простом предложении. 1
6 – 7. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами предложения. 2
8. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. 1
9. Обобщающие слова при однородных членах. 1
10. Обособление. Обособленные и необособленные определения. 1
11. Обособленные приложения. 1
12-13. Обособленные обстоятельства и дополнения. 2
14. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. 1
15. Знаки препинания при сравнительных оборотах. 1
16. Знаки препинания при обращении. 1
17-18. Вводные слова и вставные конструкции. 2
19. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно- восклицательные слова. 1
20. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 1
21. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. 1
22. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. 1
23. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 1
24-25. Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое и абзац. 2
26. Способы передачи чужой речи. 1
27. Знаки препинания при цитатах. 1
28. Сочетание знаков препинания. 1
29. Авторская пунктуация. 1
30. Повторение и обобщение изученного. 1
31. Урок контроля знаний 1
32. Язык и речь. Текст. Типы речи. 1
33. Стилистика. 1
34. Резервный урок 1
ИТОГО: 34

...Предыдущая В начало...

614