РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 10-11
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Речь. Речевая деятельность.
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально- делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально- смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста. Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности сообщения, побуждения,вопросы,объявления,выражения эмоций,выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).
Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу другихславянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно- выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
11 класс
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п | Тема(раздел) | Количество часов, отведенных на изучение |
1. | Введение. Слово о русском языке. | 1 |
Лексика. Фразеология. Лексикография. | 5 | |
2. | Слово и его значение. | 1 |
3. | Изобразительно- выразительные средства русского языка. | 1 |
4. | Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. | 1 |
5. | Происхождение лексики. Лексика. Общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. | 1 |
6. | Фразеология. Лексикография. | 1 |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 2 | |
7. | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. | 1 |
8. | Орфоэпия. | 1 |
Морфемика и словообразование. | 2 | |
9. | Состав слова. | 1 |
10. | Словообразование. Формообразование. | 1 |
Морфология и орфография. | 22 | |
11. | Принципы русской орфографии. | 1 |
12. | Употребление гласных после шипящих и ц. | 1 |
13. | Правописание безударных гласных корня, звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных. | 1 |
14. | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 |
15. | Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. | 1 |
Части речи. | 12 | |
16. | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний. | 1 |
17. | Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. | 1 |
18. | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 |
19. | Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. | 1 |
20. | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных. | 1 |
21. | Употребление имен числительных в речи. | 1 |
22. | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. | 1 |
23. | Глагол как часть речи. Правописание глаголов. | 1 |
24. | Причастие как глагольная форма. | 1 |
25. | Деепричастие как глагольная форма. | 1 |
26. | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 1 |
27. | Слова категории состояния. | 1 |
Служебные части речи. | 5 | |
28. | Предлог как служебная часть речи. | 1 |
29. | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. | 1 |
30. | Частицы как служебная часть речи. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 1 |
31. | Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи. | 1 |
32. | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | 1 |
33 – 34. | Уроки контроля знаний | 2 |
ИТОГО | 34 |
11 класс
№ п/п | Тема (раздел) | Количество часов, отведенных на изучение |
Синтаксис и пунктуация. | 34 | |
1. | Основные принципы русской пунктуации. | 1 |
2. | Словосочетание как синтаксическая единица. | 1 |
3-4. | Предложение как синтаксическая единица. | 2 |
5. | Постановка тире в простом предложении. | 1 |
6 – 7. | Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами предложения. | 2 |
8. | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. | 1 |
9. | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 |
10. | Обособление. Обособленные и необособленные определения. | 1 |
11. | Обособленные приложения. | 1 |
12-13. | Обособленные обстоятельства и дополнения. | 2 |
14. | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | 1 |
15. | Знаки препинания при сравнительных оборотах. | 1 |
16. | Знаки препинания при обращении. | 1 |
17-18. | Вводные слова и вставные конструкции. | 2 |
19. | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно- восклицательные слова. | 1 |
20. | Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 |
21. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | 1 |
22. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 1 |
23. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
24-25. | Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое и абзац. | 2 |
26. | Способы передачи чужой речи. | 1 |
27. | Знаки препинания при цитатах. | 1 |
28. | Сочетание знаков препинания. | 1 |
29. | Авторская пунктуация. | 1 |
30. | Повторение и обобщение изученного. | 1 |
31. | Урок контроля знаний | 1 |
32. | Язык и речь. Текст. Типы речи. | 1 |
33. | Стилистика. | 1 |
34. | Резервный урок | 1 |
ИТОГО: | 34 |