Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 10-11

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс

Речь. Речевая деятельность.

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально- делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально- смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста. Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности сообщения, побуждения,вопросы,объявления,выражения эмоций,выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).

Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу другихславянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно- выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.

Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

11 класс 

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

10 класс

№ п/пТема(раздел)Количество часов, отведенных на изучение
1.Введение. Слово о русском языке.1
Лексика. Фразеология. Лексикография.5
2.Слово и его значение.1
3.Изобразительно- выразительные средства русского языка.1
4.Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.1
5.Происхождение лексики. Лексика. Общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления.1
6.Фразеология. Лексикография.1
Фонетика. Графика. Орфоэпия.2
7.Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.1
8.Орфоэпия.1
Морфемика и словообразование.2
9.Состав слова.1
10.Словообразование. Формообразование.1
Морфология и орфография.22
11.Принципы русской орфографии.1
12.Употребление гласных после шипящих и ц.1
13.Правописание безударных гласных корня, звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных.1
14.Правописание гласных и согласных в приставках.1
15.Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса.1
Части речи.12
16.Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний.1
17.Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.1
18.Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных.1
19.Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.1
20.Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных.1
21.Употребление имен числительных в речи.1
22.Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.1
23.Глагол как часть речи. Правописание глаголов.1
24.Причастие как глагольная форма.1
25.Деепричастие как глагольная форма.1
26.Наречие как часть речи. Правописание наречий.1
27.Слова категории состояния.1
Служебные части речи.5
28.Предлог как служебная часть речи.1
29.Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов.1
30.Частицы как служебная часть речи. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.1
31.Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи.1
32.Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.1
33 – 34.Уроки контроля знаний2
ИТОГО34


11 класс

№ п/пТема (раздел)Количество часов, отведенных на изучение
Синтаксис и пунктуация.34
1.Основные принципы русской пунктуации.1
2.Словосочетание как синтаксическая единица.1
3-4.Предложение как синтаксическая единица.2
5.Постановка тире в простом предложении.1
6 – 7.Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами предложения.2
8.Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами.1
9.Обобщающие слова при однородных членах.1
10.Обособление. Обособленные и необособленные определения.1
11.Обособленные приложения.1
12-13.Обособленные обстоятельства и дополнения.2
14.Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.1
15.Знаки препинания при сравнительных оборотах.1
16.Знаки препинания при обращении.1
17-18.Вводные слова и вставные конструкции.2
19.Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно- восклицательные слова.1
20.Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.1
21.Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.1
22.Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.1
23.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.1
24-25.Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое и абзац.2
26.Способы передачи чужой речи.1
27.Знаки препинания при цитатах.1
28.Сочетание знаков препинания.1
29.Авторская пунктуация.1
30.Повторение и обобщение изученного.1
31.Урок контроля знаний1
32.Язык и речь. Текст. Типы речи.1
33.Стилистика.1
34.Резервный урок1
ИТОГО:34

...ПредыдущаяВ начало...

446