РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИКА 7-9
Предметными результатами изучения курса физики 9 класса являются:
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел. невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
- знание и способность давать определения /описания физических понятий: относительность движения (перечислить, в чѐм проявляется),геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отчёта, физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;
- понимание смысла основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии), умение применять их на практике и для решения учебных задач;
- умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения. Знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);
- умение измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности.
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т. ч. звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
- знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, (тембр), громкость звука, скорость звука; физических моделей: гармонические колебания, математический маятник;
- владение экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити.
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления/ процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;
- умение давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электро- магнитных колебаний, показатели преломления света;
- знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
- знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф;
- понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей.
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивное излучение, радиоактивность,
- знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э.Резерфордом;
- знание и описание устройства и умение объяснить принцип действия технических устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, ядерного реактора.
Частными предметными результатами изучения в 9 классе темы «Строение и эволюция Вселенной» (4 часа) являются:
- представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
- умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы,
- знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звёзд и радиоактивные в недрах планет);
- сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;
- объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А.А. Фридманом.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире с последующим применением физических законов для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ, в технике и повседневной жизни. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения:
- механические явления,
- тепловые явления,
- электромагнитные явления,
- квантовые явления.
Курс физики основной школы построен в соответствии с рядом идей:
- Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления курса учитывает познавательные возможности учащихся.
- Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания.
- Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимсясобственную «траекторию» изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала: обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.
- Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.
- Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.
- Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся.
В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру. Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Механические явления», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред. Таким образом, в 7—8 классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их. В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изучения электромагнитных колебаний и волн. За темой «Электромагнитные колебания и волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра. Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире. Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.
Содержание учебного материала в учебниках для 7 – 9 классов построено на единой системе понятий, отражающих основные темы (разделы) курса физики. Таким образом, завершенной предметной линией учебников обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объеме на основной (второй) ступени общего образования. Содержательное распределение учебного материала в учебниках физики опирается на возрастные психологические особенности обучающихся основной школы (7 – 9 классы), которые характеризуются стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками и особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира. Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. В учебниках 7 и 8 классов наряду с формированием первичных научных представлений об окружающем мире развиваются и систематизируются преимущественно практические умения представлять и обрабатывать текстовую, графическую, числовую и звуковую информацию по результатам проведенных экспериментов для документов и презентаций. Содержание учебника 9 класса в основном ориентировано на использование заданий из других предметных областей, которые следует реализовать в виде мини – проектов. Программа представляет собой содержательное описание основных тематических разделов с раскрытием видов учебной деятельности при рассмотрении теории и выполнении практических работ. Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему. Система вопросов и заданий к параграфам позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, фактически определяет индивидуальную образовательную траекторию. В содержании учебников присутствуют примеры и задания, способствующие сотрудничеству учащегося с педагогом и сверстниками в учебном процессе (метод проектов). Вопросы и задания соответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Они способствуют развитию умения самостоятельной работы обучающегося с учебным материалом и развитию критического мышления.
7 класс
Физика и физические методы изучения природы.
Что изучает физика. Физические явления и опыты.
Физические величины и их измерение. Погрешность измерений
Физика и техника.
Лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора».
Тепловые явления.
Первоначальные сведения о строении вещества.
Строение вещества. Молекулы.
Диффузия в газах и жидкостях. Скорость движения молекул и температура тела.
Взаимодействие молекул.
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении.
Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел».
Механические явления. Взаимодействие тел.
Механическое движение.
Скорость. Расчет скорости
Расчет пути и времени движения.
Инерция.
Взаимодействие тел. Масса тела.
Взвешивание тел.
Плотность вещества.
Расчет массы и объема тела по плотности.
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.
Сила трения. Трение в природе и технике.
Динамометр.
Сложение сил.
Лабораторные работы
«Исследование зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении», «Измерение массы тела на рычажных весах», «Измерение объема тела», «Определение плотности твердого тела», «Градуирование пружины динамометра и измерение сил динамометром», «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента жесткости пружины», «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления».
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Давление. Способы изменения давления.
Давлениегаза.
Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающиеся сосуды.
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.
Манометры. Гидравлический пресс.
Архимедова сила. Расчет архимедовой силы.
Плавание тел.
Воздухо плавание.
Лабораторные работы
«Измерение давления твердого тела на опору»,
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное тело», «Выяснение условий плавания тел».
Работа и мощность. Энергия.
Механическая работа. Механическая мощность.
Простые механизмы. Рычаги.
Блоки.
«Золотое правило» механики. КПД механизмов.
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Превращение энергии из одного вида в другой.
Лабораторные работы
«Выяснение условий равновесия рычага», «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
8 класс
Тепловые явления.
Тепловое движение. Температура.
Измерение температуры. Термометр.
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Работа.
Теплопередача. Теплопроводность.
Конвекция. Излучение.
Количество теплоты. Нагревание вещества. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого им при охлаждении.
Уравнение теплового баланса. Решение задач.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Лабораторные работы
«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды», «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры», «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».
Изменение агрегатных состояний вещества.
Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.
Удельная теплота плавления.
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.
Насыщенный и ненасыщенный пар.
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.
Кипение.
Удельная теплота парообразования.
Работа газа при расширении. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя.
Лабораторная работа
«Измерение влажности воздуха с помощью психрометра».
Электрические и магнитные явления. Электрические явления.
Электризация тел при соприкосновении.
Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
Электрическое поле.
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Электрический ток. Источники электрического тока.
Электрическая цепь и ее составные части. Направление электрического тока.
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.
Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения.
Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление проводника.
Закон Ома для участка цепи.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока.
Закон Джоуля – Ленца. Электрические нагревательные приборы.
Лабораторные работы
«Регулирование силы тока реостатом», «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра», Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках», «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи», «Измерение мощности и работы тока в электрической цепи».
Электромагнитные явления.
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Понятие магнитного поля.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Электрический двигатель.
Лабораторные работы
«Изучение спектров магнитного поля», «Изучение электрического двигателя постоянного тока».
Электромагнитные колебания и волны. Световые явления.
Источники света. Распространение света.
Отражение света. Законы отражения.
Плоское зеркало.
Преломление света. Законы преломления света.
Изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзами.
Оптические приборы.
Лабораторные работы
«Определение фокусного расстояния линзы», «Получение изображения при помощи линзы».
9 класс
Механические явления.
Законы взаимодействия и движения тел.
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение.
Определение координаты движущегося тела.
Перемещение при прямолинейном равномерном движении.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Относительность движения.
Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона.
Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружностис постоянной по модулю скоростью.
Искусственные спутники Земли.
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение. Ракеты.
Механическая энергия.
Закон сохранения механической энергии.
Лабораторные работы
«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости», «Исследование свободного падения».
Механические колебания и волны. Звук.
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение.
Гармонические колебания.
Превращения энергии при колебательном движении.
Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.
Длина волны. Скорость распространения волн.
Звуковые колебания. Звуковые волны.
Лабораторные работы
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити», «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».
Электромагнитные колебания и волны. Электромагнитное поле.
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
Действие магнитного поля на электрический заряд.
Явление электромагнитной индукции.
Получение переменного электрического тока.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Принципы радиосвязи.
Электромагнитная природа света.
Наблюдение сплошных и линейчатых спектров испускания.
Лабораторная работа
«Изучение явления электромагнитной индукции».
Квантовые явления.
Строение атома и атомного ядра.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.
Модели атомов. Опыт Резерфорда.
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Экспериментальные методы исследования частиц.
Открытие протона. Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.
Дефект масс. Энергия связи.
Ядерные реакции.
Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор.
Термоядерная реакция. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации.
Лабораторная работа
«Изучение треков частиц по готовым фотографиям».
Строение и эволюция Вселенной. Вселенная.
Строение и масштабы Вселенной. Развитие представлений о системе мира.
Строение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы.
Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы.
Спектральный анализ небесных тел.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Количество часов, отведенных на изучение физики в основной школе | ||||
Тема(раздел)/класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | всего по факту | |
1 | Физика и физические методы изучения природы | 4 | - | - | 4 |
2 | Механические явления | 50 | - | 35 | 85 |
3 | Тепловые явления | 6 | 22 | - | 28 |
4 | Электрические и магнитные явления | - | 28 | - | 28 |
5 | Электромагнитные колебания и волны | - | 10 | 12 | 22 |
6 | Квантовые явления | - | - | 10 | 10 |
7 | Строение и эволюция Вселенной | - | - | 4 | 4 |
Лабораторные работы | 14 | 15 | 6 | 35 | |
Контрольные работы | 4 | 5 | 5 | 14 | |
8 | Итоговое повторение | 4 | 4 | 3 | 11 |
9 | Резерв | 4 | 4 | 2 | 10 |
Всего | 68 | 68 | 66 | 202 |