РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Текстовые задачи | — Решать несложные текстовые задачи разных типов; — анализировать условие задачи, при необходимости строить для ее решения математическую модель; — понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков; — действовать по алгоритму, содержащемуся в условии задачи; — использовать логические рассуждения при решении задачи; — работать с избыточными условиями, выбирая из всей информации, данные, необходимые для решения задачи; — осуществлять несложный перебор возможных решений, выбирая из них оптимальное по критериям, сформулированным в условии; — анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; — решать задачи на расчет стоимости покупок, услуг, поездок и т.п.; — решать несложные задачи, связанные с долевым участием во владении фирмой, предприятием, недвижимостью; — решать задачи на простые проценты (системы скидок, комиссии) и на вычисление сложных процентов в различных схемах вкладов, кредитов и ипотек; — решать практические задачи, требующие использования отрицательных чисел: на определение температуры, на определение положения на временнóй оси (до нашей эры и после), на движение денежных средств (приход/расход), на определение глубины/высоты и т.п.; — использовать понятие масштаба для нахождения расстояний и длин на картах, планах местности, планах помещений, выкройках, при работе на компьютере и т.п. В повседневной жизни и при изучении других предметов: — решать несложные практические задачи, возникающие в ситуациях повседневной | — Решать задачи разных типов, в том числе задачи повышенной трудности; — выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы; — строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения; — решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата; — анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; — переводить при решении задачи информацию из одной формы в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы; В повседневной жизни и при изучении других предметов: — решать практические задачи и задачи из других предметов | — Решать разные задачи повышенной трудности; — анализировать условие задачи, выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы; — строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения при решении задачи; — решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата; — анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; — переводить при решении задачи информацию из одной формы записи в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы. В повседневной жизни и при изучении других предметов: — решать практические задачи и задачи из других предметов | Достижение результатов раздела II |
Геометрия | — Оперировать на базовом уровне понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; — распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб); — изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертежных инструментов; — делать (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу; — извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках; — применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур; — находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул; — распознавать основные виды тел вращения (конус, цилиндр, сфера и шар); — находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с применением формул. В повседневной жизни и при изучении других предметов: — соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями; — использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения типовых задач практического содержания; — соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы различного размера; — соотносить объемы сосудов одинаковой формы различного размера; — оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т.п. (определять количество вершин, ребер и граней полученных многогранников) | — Оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; — применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме; — решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам; - делать (выносные) плоские чертежи из рисунков объемных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников; — извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; — применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения; — описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; — формулировать свойства и признаки фигур; — доказывать геометрические утверждения; — владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды); — находить объемы и площади поверхностей геометрических тел с применением формул; — вычислять расстояния и углы в пространстве. В повседневной жизни и при изучении других предметов: — использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний | — Владеть геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений; — самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новых классах фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям; — исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах; — решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач; — уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения; — владеть понятиями стереометрии: призма, параллелепипед, пирамида, тетраэдр; — иметь представления об аксиомах стереометрии и следствиях из них и уметь применять их при решении задач; — уметь строить сечения многогранников с использованием различных методов, в том числе и метода следов; — иметь представление о скрещивающихся прямых в пространстве и уметь находить угол и расстояние между ними; — применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве при решении задач; — уметь применять параллельное проектирование для изображения фигур; — уметь применять перпендикулярности прямой и плоскости при решении задач; — владеть понятиямиортогональное проектирование, наклонные и их проекции, уметь применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач; — владеть понятиями расстояние между фигурами в пространстве, общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых и уметь применять их при решении задач; — владеть понятием угол между прямой и плоскостью и уметь применять его при решении задач; — владеть понятиями двугранный угол, угол между плоскостями, перпендикулярные плоскости и уметь применять их при решении задач; — владеть понятиями призма, параллелепипед и применять свойства параллелепипеда при решении задач; — владеть понятием прямоугольный параллелепипед и применять его при решении задач; — владеть понятиями пирамида, виды пирамид, элементы правильной пирамиды и уметь применять их при решении задач; — иметь представление о теореме Эйлера,правильных многогранниках; — владеть понятием площади поверхностей многогранников и уметь применять его при решении задач; — владеть понятиями тела вращения (цилиндр, конус, шар и сфера), их сечения и уметь применять их при решении задач; — владеть понятиями касательные прямые и плоскости и уметь применять изпри решении задач; — иметь представления о вписанных и описанных сферах и уметь применять их при решении задач; — владеть понятиями объем, объемы многогранников, тел вращения и применять их при решении задач; — иметь представление о развертке цилиндра и конуса, площади поверхности цилиндра и конуса, уметь применять их при решении задач; — иметь представление о площади сферы и уметь применять его при решении задач; — уметь решать задачи на комбинации многогранников и тел вращения; — иметь представление о подобии в пространстве и уметь решать задачи на отношение объемов и площадей поверхностей подобных фигур. В повседневной жизни и при изучении других предметов: — составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, исследовать полученные модели и -интерпретировать результат | — Иметь представление об аксиоматическом методе; — владеть понятием геометрические места точек в пространстве и уметь применять их для решения задач; — уметь применять для решения задач свойства плоских и двугранных углов, трехгранного угла, теоремы косинусов и синусов для трехгранного угла; — владеть понятием перпендикулярное сечение призмы и уметь применять его при решении задач; — иметь представление о двойственности правильных многогранников; — владеть понятиями центральное и параллельное проектирование и применять их при построении сечений многогранников методом проекций; — иметь представление о развертке многогранника и кратчайшем пути на поверхности многогранника; — иметь представление о конических сечениях; — иметь представление о касающихся сферах и комбинации тел вращения и уметь применять их при решении задач; — применять при решении задач формулу расстояния от точки до плоскости; — владеть разными способами задания прямой уравнениями и уметь применять при решении задач; — применять при решении задач и доказательстве теорем векторный метод и метод координат; — иметь представление об аксиомах объема, применять формулы объемов прямоугольного параллелепипеда, призмы и пирамиды, тетраэдра при решении задач; — применять теоремы об отношениях объемов при решении задач; — применять интеграл для вычисления объемов и поверхностей тел вращения, вычисления площади сферического пояса и объема шарового слоя; — иметь представление о движениях в пространстве: параллельном переносе, симметрии относительно плоскости, центральной симметрии, повороте относительно прямой, винтовой симметрии, уметь применять их при решении задач; — иметь представление о площади ортогональной проекции; — иметь представление о трехгранном и многогранном угле и применять свойства плоских углов многогранного угла при решении задач; — иметь представления о преобразовании подобия, гомотетии и уметь применять их при решении задач; — уметь решать задачи на плоскости методами стереометрии; — уметь применять формулы объемов при решении задач |
Векторы и координат ы в пространст ве | — Оперировать на базовом уровне понятием декартовы координаты в пространстве; — находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда | — Оперировать понятиями декартовы координаты в пространстве, вектор, модуль вектора, равенство векторов, координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение векторов, коллинеарные векторы; — находить расстояние между двумя точками, сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; — задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат; — решать простейшие задачи введением векторного базиса | — Владеть понятиями векторы и их координаты; — уметь выполнять операции над векторами; — использовать скалярное произведение векторов при решении задач; — применять уравнение плоскости, формулу расстояния между точками, уравнение сферы при решении задач; — применять векторы и метод координат в пространстве при решении задач | Достижение результатов раздела II; — находить объем параллелепипеда и тетраэдра, заданных координатами своих вершин; — задавать прямую в пространстве; — находить расстояние от точки до плоскости в системе координат; — находить расстояние между скрещивающимися прямыми, заданными в системе координат |
История математик и | — Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; — знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; — понимать роль математики в развитии России | — Представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; — понимать роль математики в развитии России | — Иметь представление о вкладе выдающихся математиков в развитие науки; — понимать роль математики в развитии России | Достижение результатов раздела II |
Методы математик и | — Применять известные методы при решении стандартных математических задач; — замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности; — приводить примеры математических закономерностей в природе, в том числе характеризующих красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства | — Использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение; — применять основные методы решения математических задач; — на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства; — применять простейшие программные средства и электронно- коммуникационные системы при решении математических задач | — Использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение; — применять основные методы решения математических задач; — на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства; — применять простейшие программные средства и электронно- коммуникационные системы при решении математических задач; — пользоваться прикладными программами и программами символьных вычислений для исследования — математических объектов | Достижение результатов раздела II; — применять математические знания к исследованию окружающего мира (моделирование физических процессов, задачи экономики) |
