Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Общеобразовательная  автономная некоммерческая организация «Старая Школа»
(ОАНО «Старая Школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

Ступень обучения (класс) основное общее образование 7-9 класс

2019


I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • выработки собственной гражданской позиции, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД.

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; · обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  •  оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять   логические   связи   между     предметами  и/или     явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

3. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать   взаимосвязь   описанных   в     тексте   событий, явлений, процессов; · резюмировать главную идею текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; · проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  •  отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты.

Предметные результаты позволят учащемуся:

  • знать   и   использовать   основные    необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
  • называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
  • сравнивать изученные социальные явления и объекты;
  • приводить собственные примеры;
  • давать собственную аргументированную   оценку изученных социальных явлений и объектов;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • улучшить      ориентацию   в   актуальных        общественных   событиях      и процессах;
  • давать нравственную и правовую оценку конкретных поступков людей;
  • реализовывать и защищать   права человека и гражданина, осознанно выполнять гражданские обязанности;

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

7 класс

Тема 1. Глобальный мир, характеристика (5 ч.)

Понятие глобального мира. Общество как развивающаяся система. Эволюция человеческих обществ. Типология обществ. Теории общественного развития в XX веке. Характеристика информационного общества. Многообразие современного мира. Футурология о путях развития современного мира.

Тема 2. Человек и человечество (5 ч.)

Науки о человеке. Природа человека. Возрасты человеческой жизни. Смысл человеческой жизни. Мир людей и его особенности. Человечество как совокупность всех людей. Понятие «ноосфера». Как мир стал глобальным.
Демографические   и   этнографические характеристики глобального мира.
Что     такое     глобализация. Виды глобализации. Противоречия глобализации.

Тема 3. Общество и природа в глобальном мире (6 ч.)

Понятие «глобальные проблемы человечества». Римский клуб. Основные глобальные проблемы. Современные экологические проблемы. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Экология и здоровье человека. Экологическая культура и экологическая ответственность. Красная книга РФ. Экологические программы. Федеральный закон «Об охране экологической среды». Глобальный характер экологических проблем. Пути преодоления экологического кризиса и его последствий.

Тема 4. Современное общество и глобальный мир (10 ч.)

Глобальные противоречия в современном мире. Угрозы существованию человечества. Угроза войны в современном мире. Опасность техногенных катастроф. Угроза международного терроризма и ее последствия.
Экономические эксперименты в XX в. Глобальная экономика. Новые формы капитала в современном мире. Транснациональные корпорации и их деятельность. Противоречивость результатов глобализации экономического развития.
Политика в глобальном мире. ООН как регулятор международных отношений. Европейский союз и современные международные организации. Право в глобальном мире.
Проблема существования общечеловеческих ценностей в XXI в. Ценность личности человека. Ценность свободного выбора. Образование как ценность. Межнациональные отношения в современном мире. Многообразие культур в современном мире. Диалог культур. Религия и язык как факторы взаимодействия народов. Миграционные потоки в XXI в.

Тема 5. Человек в глобальном информационном пространстве (2 ч.)

Значение информации в современном мире. Формы человеческой деятельности и интернет. Интернет как общедоступное средство связи и общения. Интернет и саморазвитие человека. Роль СМИ в современном мире. Формы контроля деятельности СМИ. Глобальное общение и его противоречия. Проблема отбора информации.

Тема 6. Россия в глобальном мире (5 ч.)

Российская Федерация в глобальных процессах современности. Угрозы и вызовы современности.Экономическое сотрудничество РФ. Экологическая миссия России. Общенациональные приоритеты России. Россия и Русский мир, ближнее зарубежье. Сохранение и распространение русской культуры.

Тема 7. Итоговое занятие (1 ч.)

8 класс

Тема 1. Глобальный мир, характеристика (5 ч.)

Понятие глобального мира. Общество как развивающаяся система. Эволюция         человеческих      обществ.      Типология      обществ. Теории общественного развития в XX веке. Характеристика информационного общества. Многообразие современного мира. Футурология о путях развития современногомира.

Тема 2. Человек и человечество (5 ч.)

Науки о человеке. Природа человека. Возрасты человеческой жизни. Смысл человеческой жизни. Мир людей и его особенности. Человечество как совокупность всех людей. Понятие «ноосфера». Как мир стал глобальным.
Демографические  и   этнографические                           характеристики глобального мира.
Что такое глобализация. Виды глобализации. Противоречия глобализации.

Тема 3. Общество и природа в глобальном мире (6 ч.)

Понятие «глобальные проблемы человечества». Римский клуб. Основные глобальные проблемы. Современные экологические проблемы. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Экология и здоровье человека. Экологическая культура и экологическая ответственность. Красная книга РФ. Экологические программы. Федеральный закон «Об охране экологической среды». Глобальный характер экологических проблем. Пути преодоления экологического кризиса и его последствий.

Тема 4. Современное общество и глобальный мир (10 ч.)

Глобальные противоречия в современном мире. Угрозы существованию человечества. Угроза войны в современном мире. Опасность техногенных катастроф. Угроза международного терроризма и ее последствия.
Экономические эксперименты в XXв. Глобальная экономика. Новые формы капитала в современном мире. Транснациональные корпорации и их деятельность. Противоречивость результатов глобализации экономического развития.
Политика в глобальном мире. ООН как регулятор международных отношений. Европейский союз и современные международные организации. Право в глобальном мире.
Проблема существования общечеловеческих ценностей в XXI в. Ценность личности человека. Ценность свободного выбора. Образование как ценность. Межнациональные отношения в современном мире. Многообразие культур в современном мире. Диалог культур. Религия и язык как факторы взаимодействия народов. Миграционные потоки в XXI в.

Тема 5. Человек в глобальном информационном пространстве (2 ч.)

Значение информации в современном мире. Формы человеческой деятельности и интернет. Интернет как общедоступное средство связи и общения. Интернет и саморазвитие человека. Роль СМИ в современном  мире. Формы контроля деятельности СМИ. Глобальное общение и его противоречия. Проблема отбораинформации.

Тема 6. Россия в глобальном мире (5 ч.)

Российская Федерация в глобальных процессах современности. Угрозы и вызовы современности. Экономическое сотрудничество РФ. Экологическая миссия России. Общенациональные приоритеты России. Россия и Русский мир, ближнее зарубежье. Сохранение и распространение русской культуры.

Тема 7. Итоговое занятие (1 ч.)

9 класс

Раздел 1. Современное общество и его проблемы.

Мир в современную эпоху. Процесс глобализации – его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Общество и общественное сознание. Основные функции и подсистемы общества. Человек – существо общественное. Общество как условие появления человека и результат его деятельности. Функции общества. Подсистемы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов общества. Общественное сознание и его формы. Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру – искусство. Эмоционально-доверительное отношение к миру – религия. Доверительно- практическое отношение к миру – мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру – право. Общественное сознание и типы обществ. Идеологии и ценности общественных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества.

Раздел 2. Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях

Российская государственность и российская цивилизация. Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление централизованного государства. Концепция «Москва – Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.
Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопротивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Идея единого человечества с исламской цивилизации.
Западные теории мироустройства. Человек и человечество – открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния науки. Просвещение. Марксистские теории развития. Социал-демократическое движение в XIX – начале XX века. Победа большевиков в России и строительство социализма в отдельно взятой стране. Представление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.

Раздел 3. Что нас разделяет?

Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм. Религия и язык как явления культуры. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообразие культур – многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мультикультурализм.

Раздел 4. Мировые процессы после Второй Мировой войны

Мировое сообщество после «холодной войны». Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем – социализма и капитализма. Двухполюсная система мира – СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы. «Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе. Демократическая система в современном политическом развитии. Испытание демократии в современном мире. Столкновение различных демократических ценностей друг с другом. Единое бизнес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных странах. Борьба с бедностью и голодом.
Феномен мирового лидерства. США после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Россия в глобальной конкуренции. Понимание национальной безопасности в России. Ориентация на многополярность современного мира. Политика      на постсоветском пространстве – успехи и трудности взаимодействия.
Европейский союз и его миссия. «Старая» и «новая» Европа. Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энергетической безопасности. Отношения России и Евросоюза – возможности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов.
Китай на пути к глобальной державе. От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна – две системы».

Раздел 5. Глобальная экономика

Становление единого мирового хозяйства. Экономические эксперименты в ХХ веке – от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Общество массового потребления. Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кадровый, интеллектуальный, символический, социальный, культурный. Возникновение геоэкономических регионов. Россия в глобальной экономике. Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель экономического развития. Перспективы экономического развития России. Концепция устойчивого развития.

Раздел 6. Глобальная безопасность

Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Ядерное оружие – реальная опасность. Договоры о нераспространенности ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире. Экономика и экология: поиски равновесия. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем.    Экологическая    ответственность    и    экологическая    культура. «Экспорт» экологических проблем в современном мире. Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия.  Глобальный  характер  угрозы  терроризма.  Демографические проблемы. Миграция населения. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI века.

Раздел 7. Информационная безопасность

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Западное общество и информатизация. Успешность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Рост ценности образования. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Переход к информационному обществу и политическое развитие. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Роль средств массовой информации в современном мире. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Нетократия. Сетевые средства массовой информации. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией.

Раздел 8. Россия и «Русский мир»

Политическая система современной России. Структурные элементы политической системы. Конституционные основы государственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной России. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность. Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политическая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990-е годы. Россия – «ближний круг» и «русский мир». Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Программа возвращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Приоритеты внешней политики России. Глобальная миссия России. Сохранение суверенитета и национальной независимости. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России.

Следующая...


175