Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ 10-11

Общеобразовательная автономная некоммерческая организация «Старая Школа»
(ОАНО «Старая Школа»)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ

Ступень обучения (класс) среднее общее образование 10-11 классы

2019

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:

К важнейшим  личностным результатам изучения истории  в средней основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в средней школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные  результаты изучения  истории учащимися 10-11 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
  • принципы и способы периодизации всемирной истории;
  • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
  • особенности исторического, историко-социологического, историко- политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
  • взаимосвязь  и особенности истории  России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

уметь

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
  • классифицировать исторические источники по типу информации;
  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
  • использовать принципы причинно-следственного, структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
  • участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
  • представлять результаты индивидуальной и групповой историко- познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(136 часов)

10-11 Класс 

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Первая мировая война.
Обострение противоречий мирового развития в начале XXв.: экономические кризисы XIX–начала XXв., соперничество ведущих стран мира за рынки сбыта, возникновение геополитики. Основные международные противоречия. Наращивание военной мощи и создание военно-политических союзов. Завершение колониального раздела мира. Колониальные империи: владения Великобритании, Германии, США, других государств. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки: роль европейских государств в управлении Османской империей, раздел территорий Китая, Таиланда (Сиама), Ирана на сферы влияния и его последствия; антиколониальные движения в государствах Востока; характерные черты политического, экономического и социального развития стран Латинской Америки. Первая мировая война: причины, характер , этапы военных действий, итоги войны.

Ведущие державы Запада между мировыми войнами.
Изменения в социальной структуре общества с наступлением индустриальной эпохи, рост городов. Формы социальных отношений и их национальная специфика. Структура рабочего класса и развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократического движения. Появление ревизионистского и революционного течений в социал-демократии. Обострение противоречий между ревизионистскими и революционными фракциями социал-демократии . Их отношение к Первой мировой войне и революции 1917 года в России. Создание Коминтерна и раскол профсоюзного движения. Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами в 1920-е – начале 1930-х годов .
Зарождение конфликта между странами Антанты и Советской Россией. Мирный план В. Вильсона и учреждение Лиги Наций. Создание Версальско-Вашингтонской системы. Пацифистские настроения в странах Европы 1920-х годов. Советский Союз и Коминтерн на международной арене Демократизация общественно-политической жизни и рост активности гражданского общества в странах Запада в конце XIX – первой половине ХХ века. Расширение роли государства в социальных отношениях. « Новый курс » Ф.Д. Рузвельта в США и рост масштабов вмешательства государства в экономику. Кейнсианство – теория социально ориентированного либерализма. Развитие консервативной идеологии в ХХ веке.
Идеология фашистских партий: общее и особенное в Германии и Италии. Установление фашистского режима в Италии. Приход к власти А. Гитлера в Германии. Особенности внутренней политики гитлеровского режима. Завоевательная программа фашизма и холокост. Тоталитарная диктатура и ее признаки. Полемика вокруг концепции тоталитаризма в современной науке. Политика расширения колониальных империй после Первой мировой войны. Национально-освободительные движения в колониальных и зависимых странах Азии и Северной Африки. Значение поддержки СССР Турции, Ирана и Афганистана в борьбе с колонизаторами. Революция 1925—1927 годов и гражданская война в Китае. Очаги военной опасности в Азии и Европе. Теория и практика создания системы коллективной безопасности в Европе. Политика «умиротворения » агрессоров. Гражданская война в Испании 1936—1939 годов и ее международные последствия. Мюнхенское соглашение и советско-германский Договор о ненападении.

Человечество во Второй мировой воне.
Начальный этап Второй мировой войны (1939—1940). Разгром Польши. Советско-финская война. Поражение Франции. Советско-германские отношения в 1939—1941 годах. Нападение Германии на СССР. Создание антигитлеровской коалиции. Нападение Японии на США. Перелом в ходе войны. Боевые действия в Средиземноморье, бассейне Тихого океана. Открытие второго фронта. Освобождение Восточной Европы. Движение Сопротивления и его роль в войне. Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции о послевоенном мирном урегулировании. Итоги Второй мировой войны. Роль Советского Союза в войне. Создание ООН.

Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»
Причины и предпосылки «холодной войны». «План Маршалла» и создание системы военно-политических блоков. Первые военно-политические конфликты «холодной войны», Берлинский кризис 1948г. Распространение «холодной войны» на Азию. Гражданская война 1946— 1949 гг. в Китае и образование КНР. Война в Корее 1950—1953гг. Поиски формулы «мирного сосуществования». Карибский кризис 1962 года и его последствия. Война в Юго-Восточной Азии (1964—1973). Военное соперничество СССР и США. Итоги военного и экономического соревнования СССР и США. Договоры и соглашения, уменьшившие риск ядерной войны. Разрядка в Европе и ее значение. Обострение советско-американских отношений в конце 1970-х – начале 1980-х годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны».

Мир во во второй половине XX – начале XXI в.
Атлантическое сообщество. Становление смешанной экономики в конце 1940-х – 1950- е годы. Придание рыночной экономике социальной ориентации в 1950—1960-е годы. Методы проведения социальной политики. Причины кризисов в развитых странах. Левые правительства и коммунисты в Западной Европе. Новые левые и их идеология. Молодежные движения и кризис 1968 года во Франции. Леворадикальные террористические группировки. Особенности неоконсервативной идеологии. Социально-экономическая политика неоконсервативных правительств. Социальная опора неоконсерватизма. Особенности неоконсервативной модернизации в США и в странах континентальной Европы. Этапы развития и новый облик социал-демократии . Идеология современной европейской социал-демократии. США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые массовые движения в странах Запада. Социалистический интернационал, равные стартовые возможности, «третий путь», социально ориентированный неоконсерватизм, движения гражданских инициатив, новые демократические движения, феминистское движение, экологическое движение, «зелёные», движение антиглобалистов, сетевые структуры. Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе. Учреждение ЕЭС и его структура. Достижения и противоречия европейской интеграции. Углубление интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке. Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Советско-югославский конфликт и его причины. Первые кризисы в странах Восточной Европы. Антикоммунистическая революция в Венгрии в 1956 году. События 1968 года в Чехословакии и «доктрина Брежнева». Углубление кризиса в восточноевропейских странах в начале 1980-х годов. Перестройка в СССР и перемены в Восточной Европе. Восточноевропейские страны после социализма. Кризис в Югославии. Образование СНГ и проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России. Самопровозглашенные государства в СНГ. Особенности развития стран СНГ. Характер и причины «цветных революций». По пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке Причины ослабления колониальных империй после Второй мировой войны. Формы освобождения от колониализма. Проблемы выбора пути развития государств «Юга». Социалистическая ориентация и ее особенности. Конфликты и очаги нестабильности в освободившихся государствах. Итоги первых преобразований, появление новых индустриальных стран. КНР после завершения гражданской войны. Перемены в советско-китайских отношениях. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1950—1970-е годы. «Большой скачок» и «культурная революция». Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги. Внешняя политика современного Китая. Япония после Второй мировой войны: по пути реформ.
Японское «экономическое чудо» и его истоки . Поиски новой модели развития на рубеже XX–XXI веков. Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). «Второй эшелон» НИС и их проблемы. Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы». Исламские страны: общее и особенное. Истоки единства и разобщенности исламского мира. Страны Центральной и Южной Африки: обострение проблем развития. Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. «Экономическое чудо» в Бразилии. Истоки слабости диктаторских режимов. Перонизм и демократия в Латинской Америке. Волна демократизации и рост влияния левых сил в латиноамериканских странах конца ХХ века. Интеграционные процессы в Латинской Америке.

Наука и культура в XX-XXI вв.
Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Достижения биохимии, генетики, медицины. Развитие электроники и робототехники. Информационная революция и глобальное значение Интернета. Автоматизация и роботизация производства. Возникновение индустрии производства знаний. Концепция «информационных войн». Возникновение современных ТНК и ТНБ и их роль в мировой экономике. Социально-экономические последствия глобализации. Региональная интеграция в условиях глобализации. Взаимозависимость, сотрудничество, противоречия и конкуренция в глобализированном информационном обществе.
Опыт осмысления исторических процессов. Новое в науке о человеке и развитие философии. Изобразительное искусство и архитектура. Художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино. Новые теории общественного развития. Церковь и общество в ХХ — начале XXI века. СМИ и массовая культура. Новые направления в искусстве второй половины ХХ века. Контркультура и культура молодежного бунта. Подъём национальных культур.

Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия.
Угроза распространения ядерного оружия. Международный терроризм, его особенности и истоки. Экологические проблемы. Сложный путь к обеспечению и устойчивость безопасного развития человечества. Поиск модели решения проблем беднейших стран. Международные организации и их роль в современном мире. Проблемы становления нового миропорядка. Политика « глобального лидерства » США и ее последствия. Необходимость демократизации миропорядка на основе строгого соблюдения международно-правовых норм. Роль Российской Федерации в современном мире.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Россия в 1914–1921 гг.
Экономическое состояние страны накануне Первой мировой войны. Роль Российской империи в Первой мировой войне. Защита крепости Осовец. Брусиловский прорыв. Патриотический подъём. Мобилизация всех сил. Рост социальной напряжённости. Недовольство рабочего класса, крестьян, буржуазии и генералитета. События февраля-марта 1917г. Отношения Временного правительства и Советов. Апрельский кризис. Тезисы Ленина. Кризис лета 1917г. Керенский и Корнилов. Увеличение влияния большевиков. Подготовка Октябрьской революции. События в Петербурге и захват Зимнего дворца. II-й съезд Советов. Участники. Декрет о Мире, о Земле, о Власти. Первые постановления Советской власти. Брестский мир. Основные события Гражданской войны. Идеология «красных» и «белых». Причины, суть и последствия военного коммунизма в Гражданской войне. Крестьянские восстания. Раскол общества. «Красный» и «белый» террор. Позиция различных слоёв общества. Отражение революции в советской и современной культуре.

Советский Союз в 1920–1930-е гг.
Крондштатское восстание. Специфика НЭПа и её последствия. Советский Союз и Коминтерн на международной арене. Роль Ленина в становлении Советского государства. Конфликты в Партии после его смерти. Возвышение И. Сталина. Особенности индустриализации в СССР. Плановая экономика. Причины, введение и последствия коллективизации. Полемика вокруг её необходимости и методов. Голод 1930-х. Складывание культа личности Сталина. Смена партийной элиты. Репрессии 1930-х. Изменения в жизни города и деревни. Влияние нововведений на мировоззрение советских граждан. Модернизация науки в 1930-х гг. Реформы в образовании. Связь науки и культуры в 1920-1930-х гг.

СССР в годы Великой Отечественной войны
Начальный этап Второй мировой войны (1939—1940). Разгром Польши. Присоединение Прибалтики и Бессарабии. Советско-финская война. Советско-германские отношения в 1939—1941 годах. Подготовка к войне: нововведения и просчёты в переустройстве армии. Начальный этап Великой Отечественной войны (лето-осень 1941г.). Первые Города-герои. Причины неудач советской армии. Героическая оборона Тулы. Битва за Москву. Блокада Ленинграда. Попытка масштабного контрнаступления в 1942г. Сталинградская и Курская битвы. Патриотизм как главный фактор Победы. Мобилизация всех сил. Эвакуация производства и рост промышленности. Герои фронта и тыла. Жизнь на оккупированных территориях. Звертсва захватчиков по отношению к населению. Партизанское движение. Коллаборационисты. Вклад советских учёных деятелей культуры в Победу. Кинематограф, музыка и литература времён войны. Новые виды вооружения. 10 сталинских ударов и освобождение территории СССР. Освобождение Восточной и Центральной Европы. Штурм Берлина. Участие СССР в Японской кампании. Тегеранская, Ялтинская, и Постдамская конференции. Значение Победы для России в политическом, социальном и культурном плане.

Развитие, апогей и кризис советской системы.
Восстановление СССР после войны. «Экономическое чудо». Советский Союз в последние годы жизни Сталина. Усиление культа личности. Новый виток репрессий. Рост влияния СССР в мире. Договоры с КНР. Создание СЭВ. Атомная программа. Разрыв отношений с Югославией. Борьба за власть после смерти Сталина. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Реформы Н. Хрущёва в политической, социальной и экономической сферах. Успехи и неудачи. Научный прогресс. Соперничество систем. Первый полёт в космос. Писатели, музыканты, художники и др. деятиели искусства в конце 1940-х – середине 1960-х гг. Отношения СССР с Китаем и другими социалистическими странами. «оттепель» в отношениях с США и новый кризис.
Поиски формулы «мирного сосуществования». Военное соперничество СССР и США.
Карибский кризис 1962 года и его последствия. «Эпоха застоя» причины и особенности. Реформа Косыгина-Либермана. Геронтократия и стабильность. Конституция 1977г.
Писатели, музыканты, художники и др. деятиели искусства в 1970-х – начале 1980-х гг.
Развитие общества, повышение качества жизни и влияние реформ на сознание и быт советских граждан. Нормализация отношений с Западом, создание ОСВ-1. Поддержка коммунистических революций в разных странах. Укрепление связи стран СЭВ. «Доктрина Брежнева» Ввод войск ОВД в Чехословакию. Ввод войск в Афганистан. Борьба с тунеянством, повышение трудовой дисциплины. Рост реформаторских настроений. Отдаление партии от народа. Углубление кризисных явлений в СССР и формирование духовной оппозиции. Курс на ускорение развития. Предоставление производствам большей самостоятельности. Чернобыльская трагедия 1986г. Политические реформы. Начало развития частого предпринимательства. Раскол общества на коммунистов и демократов. Национальные конфликты. Договор РСМД, объединение Германии, ликвидация ОВД и СЭВ, вывод войск из Афганистана. Интеграция экономики СССР в мировое хозяйство. Последствия этих событий. Поиск перехода к рыночной экономике. Президент СССР М. Горбачёв и президент РСФСР Б. Ельцин. Раскол общества. Стагнация экономики, дефицит. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Августовский путч. Отстранение Горбачёва от власти. Парад суверенитетов. Беловежские соглашения. Создание СНГ.

Российская Федерация в 1991–2016 гг.
Начало рыночных реформ в России в 1992 г. Политико-конституционный кризис 1993г. Новая Конституция России. Попытки корректировки курса реформ 1993–1996 гг. Национальные и социальные проблемы 1990-х гг. Второе президентство Б.Н. Ельцина. 1996–1999 гг. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Политическое развитие России в 2000–2016 гг. Модернизация экономики России в 2000–2008 гг. Российская экономика в 2009–2016гг. Социальное развитие России в 2000–2016 гг. Внешняя политика России в начале XXIв. Образование, наука и культура России в конце XX — начале XXIвв.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

История 10 класс

№п/п

Название раздела

Общее
количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия (или тестирование, зачѐт и т.д.)

1.

Введение.

1

1

2.

Тема 1. Первая мировая война

9

9

3.

Тема 2. Революционный кризис в в России

14

12

2

4.

Тема 3. Послевоенное устройство в разных странах.

8

8

5.

Тема 4. Мировой экономический кризис и пути его преодоления

13

12

1

6.

Тема 5. Начало Второй мировой войны

4

4

7.

Тема 6. Великая Отечественная война

11

11

8.

Тема 7. Конец Второй мировой войны.

7

6

1

9.

Итоговое повторение и обобщение.

1

1

1

68

62

5

 

История 11 класс

№п/п

Название раздела

Общее
количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия (или тестирование, зачѐт и т.д.)

1.

Введение.

1

1

2.

Тема 1. Послевоенное мироустройство

9

9

3.

Тема 2. Эпоха "хрущёвской оттепели"

8

7

1

4.

Тема 3. СССР и мир в 1970-х - начале 1980-х гг.

9

9

5.

Тема 4. Кризис советского строя

10

9

1

6.

Тема 5. Россия и мир в 1990-е

12

11

1

7.

Тема 6. Страны на пороге современности

8

8

8.

Тема 7. Развитие современного общества в России.

12

11

1

9.

Итоговое повторение и обобщение

1

1

68

63

4

В начало...


83