НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 3. 1 Учебный план на уровень начального общего образования
Предметные области | Предметы, включаемые в расписание в рамках образовательной области | Количество часов в неделю | Всего | |||
1 а | 2 а | 3 а | 4 а | |||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 3 | 15 | |
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык (русский) | |||||
Литературное чтение на родном языке (русском) | ||||||
Иностранный язык | Иностранный язык (Английский) | - | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | 1 | 1 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
ИТОГО | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||
Развитие познавательных способностей | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
ВСЕГО | 21 | 23 | 23 | 23 | 90 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка (5 - дневная неделя) | 21 | 23 | 23 | 23 | 90 |
Формы промежуточной аттестации
Школа работает по всем предметам и классам по региональному перечню учебников УМК «Школа России».
Административный контроль осуществляется через:
-проверку КТП вариативных часов один раз в полугодие;
-проверка поурочного планирования в течение года в ходе посещения уроков;
-проведение контрольных, срезов знаний по указанным темам в соответствии спланированием активного контроля.
Учебно- методическое обеспечение программы( исключительно с применением дистанционных технологий)
Поставленные программой цель и задачи реализует УМК «Школа России»,который разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286); направлен на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности. УМК «Школа России» вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий. При выборе УМК «Школа России» учтены пожелания родителей. Выбор других УМК может осуществляться на основе решения педагогического совета.
Для реализации программы используются учебники, рекомендованные Минобрнауки РФ.
Система учебников «Школа России», включает следующие завершённые предметные линии:
1.Завершённая предметная линия учебников «Русский язык» (авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий), включающая курс «Азбука», «Обучение грамоте» (авт. В. Г. Горецкий и др.).
2.Завершённая предметная линия учебников «Литературное чтение» (авт. Л.Ф. Климанова и др.).
3. Завершённая предметная линия учебников «Английский язык» (авт. О.В.Афанасьева и др.)
4. Завершённая предметная линия учебников «Математика» (авт. М.И. Моро и др.).
5. Завершённая предметная линия учебников «Окружающий мир» ( авт. А.А.Плешаков).
6. Завершённая предметная линия учебников «Технология» (авт. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.).
7. Завершённая предметная линия учебников «Изобразительное искусство» (под ред. Л.А. Неменской)
8. Завершённая предметная линия учебников «Физическая культура (авт. В.И.Лях).
9. Завершённая предметная линия учебников «Музыка» (авт. Е.Д. Критская и др.).
Рабочие программы по отдельным учебным предметам.
Учебные программы по предметам обеспечивают реализацию содержания образования, определённого инвариантной частью БУП, содействуют приобщению школьников к общекультурным и национально значимым ценностям, формированию системы предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей: ( исключительно с применением дистанционных технологий)
№ п/п | Предметные области | Основные задачи реализации содержания |
1 | Русский язык и литературное чтение и родной язык и литературное чтение на родном языке. | Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности |
2 | Иностранный язык | Формирование словарного запаса, навыка перевода текста со словарем, фонетики, грамматики, аудирование, говорение, монолог, диалог, письмо. Изучение истории и культуры англоговорящих стран и народов. |
3 | Математика | Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности |
4 | Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
5 | Основы религиозных культур и светской этики | Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование начальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России |
6 | Искусство | Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру |
7 | Технология | Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности |
8 | Физическая культура | Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. |
3.2. План внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цели организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в гимназии, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет гимназией. Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться в формах, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. Внеурочная деятельность осуществляется по схемам:
В организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации участвуют все педагогические работники школы (учителя начальной школы, учителя-предметники, педагог-психолог).
План внеурочной деятельности является обязательной частью образовательной программы, предусматривает модульный принцип проектирования, включает следующие модули: «Я и моё обучение» — курсы, поддерживающие успешное освоение предметов, курсов учебного плана; «Я и моё здоровье» — курсы, направленные на здоровьесбережение и спортивное развитие; «Я и творчество» — курсы, направленные на раскрытие, формирование и развитие творческих способностей; «Я и общество» — курсы, направленные на развитие социальных компетенций; «Я и профессия» — курсы, направленные на профориентацию, в том числе поддерживающие реализацию городских проектов; «Я и мои возможности» — коррекционные курсы для обучающихся с особыми образовательными потребностями, курсы в рамках воспитательной работы. План внеурочной деятельности разработан с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возможностей АНО ПО «Старая школа» и представлен в таблице 3.2.
План внеурочной деятельности составлен в соответствии с требованиями к объёму формируемой части образовательной программы (20 %), объёму часов внеурочной деятельности на уровень образования (до 1750 часов) и санитарными правилами и нормами СанПиН-1.2.3.685-21 по выполнению максимально допустимой недельной нагрузки внеурочной деятельности (до 10 часов в неделю). Внеурочная деятельность предполагает выбор обучающимися курсов в соответствии с их интересами, запросами и способностями. Выбранные курсы обязательны для посещения, так как являются частью образовательной программы. Внеурочная деятельность может быть организована в разновозрастных группах, в группах сменного состава. План внеурочной деятельности составлен с учётом учебного плана. Для каждого класса предполагается максимальный к выбору объем часов курсов внеурочной деятельности, который связан с основным учебным планом.
|
Для недопущения перегрузки обучающихся возможен перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Также допустимо чередование урочной и внеурочной деятельности.
3.3 Календарный учебный график
1. Начало 2022/2023 учебного года – 1 сентября 2022 года.
2. Продолжительность учебных периодов:
1 учебный период: с 1 сентября 2022 г. по 30 октября 2022 г.
2 учебный период: с 7 ноября 2022 г. по 30 декабря 2022 г.
3 учебный период: с 9 января 2023 г. по 19 февраля 2023 г.
4 учебный период: с 27 февраля 2023 г. по 9 апреля 2023 г.
5 учебный период: с 17 апреля 2023 г. по 28 мая 2022 г.
3. Сроки и продолжительность каникул
с 31 октября 2022 г. по 6 ноября 2022 г. – 7 дней
с 31 декабря 2022 г. по 8 января 2023 г. – 9 дней
с 20 февраля 2023 г. по 26 февраля 2023 г. – 7 дней
с 10 апреля 2023 г. по 16 апреля 2023 г. – 7 дней
4. Режим обучения: 5-дневная учебная неделя.
3.4 Календарный план воспитательной работы
Таблица 3.3 - Календарный план воспитательной работы на 2022–2023 учебный год
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности – модуль «Я и мое здоровье» представлено программами внеурочной деятельности «Здоровейка» и «Подвижные игры».
Программа внеурочной деятельности по направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Она может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Программа кружка «Здоровейка» направлена на решение этих задач.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у
младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
Программа кружка «Здоровейка» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов по 1 часу в неделю.
Основные формы работы:
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Основными формами подачи материала могут быть разными: игра – путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т. п.
Занятия по программе Здоровейка:
§формирование установки на на ведение здорового образа жизни;
§приобретение коммуникативных навыков: умение сотрудничать, нести ответственность за за принятые решения, самооценка и самоконтроль в отношении собственного здоровья;
§обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья;
§викторина «Питание и здоровье»;
§круглый стол «Моё здоровье в моих руках»;
§мастер-класс «Утренняя гимнатика»;
§тестирование «Правильно ли вы питаетесь?»;
§практическое занятие по оказанию первой помощи;
§анкетирование «Что мы знаем о здоровье?»;
§подвижные игры;
§спортивное состязание «весёлые старты».
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из четырёх частей:
1 год «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
2 год «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 год «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 год «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Øличностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Øметапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Øпредметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
ØОпределять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
ØВ предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).