Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИЯ ВОКРУГ НАС

Общеобразовательная автономная некоммерческая организация «Старая Школа»
(ОАНО «Старая Школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

Ступень обучения (класс) основное общее образование 8 класс

2019

I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

Личностные результаты:
Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основные принципы отношения к живой и неживой природе;
  • умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; Обучающиеся получат возможности для формирования:
  • познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • значения теоретических знаний для практической деятельности человека;
  • научных открытий как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь работать с различными источниками химической информации (научно- популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
  • уметь работать с различными источниками химической информации (научно- популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;

Метапредметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная масса
  • массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные вещества; качественные реакции;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;
  • важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, СМС;

Учащиеся научатся:

  • называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
  • записывать химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу.

Учащиеся должны знать

  • теоретическое обоснование темы, представленное в работе, последовательность действий при решении экспериментальных задач, характеристики и свойства веществ

Учащиеся должны уметь

  • самостоятельно выполнять экспериментальные задачи, используя последовательность действий при решении задачи, составлять характеристику и свойства веществ, соблюдать правила безопасности при обращении с препаратами.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций.

Раздел 2. КИСЛОРОД. ВОДОРОД

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Физические и химические свойства кислорода как окислителя. Получение кислорода как окислительно- восстановительные реакции. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода как типичного восстановителя. Получение водорода в лаборатории как окислительно- восстановительные реакции. Получение водорода в промышленности.

Раздел 3. ВОДА. РАСТВОРЫ

Физические и химические свойства воды. Роль воды в окислительно- восстановительных реакциях. Растворы. Растворимость веществ в воде.

Раздел 4. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Оксиды. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов как окислителей и восстановителей. Получение оксидов как окислительно- восстанови- тельный процесс. Основания. Физические свойства оснований. Получение оснований как окислительно- восстановительный процесс. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот как окислителей. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей как окислителей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Раздел 5. СТРОЕНИЕ АТОМА. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома.

Раздел 6. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВ. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Металлическая связь.

Раздел 7. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно- восстановительных реакций.

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Количество часов

Введение

1

Методы познания. Наблюдение. Эксперимент

1

2

Моделирование

1

3

Химический элемент и формы его существования

1

4

Химические и физические явления

1

5

Химические формулы простых и сложных веществ

1

Формы существования химического элемента

6

Атом – сложная частица

1

7

Превращения химического элемента. Ядерные процессы.

1

8

Состояние электрона в атоме. Заполнение энергетических уровней в атоме

1

9

Взаимодействие атомов металлов и неметаллов. Ионы положительные и отрицательные. Ионная связь

1

10

Взаимодействие атомов неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная неполярная и полярная химическая связь

1

11

Взаимодействие атомов металлов. Обобществлённые электроны. Металлическая связь

1

Вещества простые и сложные

12

Металлы и неметаллы как элементы и простые вещества

1

13

Степень окисления химических элементов. Химическая номенклатура. Составление названий бинарных соединений

1

14

Составление формул бинарных соединений по степеням окисления химических элементов

1

15

Оксиды. Гидриды. Летучие водородные соединения

1

16

Гидроксид-ион. Основания

1

17

Ион гидроксония. Кислоты

1

18

Простые и сложные ионы. Соли

1

Химические реакции

19

Классификация химических реакций

1

20

Реакции окислительно-восстановительные. Окислитель и восстановитель: окисление и восстановление

1

21

Химические уравнения. Метод электронного баланса

1

22

Окислительно-восстановительные реакции разложения

1

23

Окислительно-восстановительные реакции соединения

1

24

Реакции замещения как примеры окислительно- восстановительных реакций

1

25

Реакции обмена как неокислительно-восстановительные реакции

1

Химический практикум

26

Практическая работа № 1. Реакции горения как окислительно- восстановительные

1

27

Практическая работа № 2. Взаимодействия металлов с растворами кислот и солей как примеры окислительно-восстановительных реакций

1

28

Практическая работа № 3. Окислительно-восстановительные реакции на примере химических свойств воды

1

29

Практическая работа № 4. Окислительно-восстановительные реакции кислот

1

30

Практическая работа № 5. Окислительно-восстановительные реакции оснований

1

31

Практическая работа № 6. Окислительно-восстановительные реакции оксидов

1

32

Практическая работа № 7. Окислительно-восстановительные реакции солей

1

33

Практическая работа № 8. Важнейшие окислители и восстановители

1

34

Обобщение знаний

1

34

В начало...

83