РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИЯ ВОКРУГ НАС
Общеобразовательная автономная некоммерческая организация «Старая Школа»
(ОАНО «Старая Школа»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»
Ступень обучения (класс) основное общее образование 8 класс
2019
I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основные принципы отношения к живой и неживой природе;
- умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; Обучающиеся получат возможности для формирования:
- познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- значения теоретических знаний для практической деятельности человека;
- научных открытий как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность:
- уметь работать с различными источниками химической информации (научно- популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
- уметь работать с различными источниками химической информации (научно- популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная масса
- массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные вещества; качественные реакции;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;
- важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, СМС;
Учащиеся научатся:
- называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
- записывать химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу.
Учащиеся должны знать
- теоретическое обоснование темы, представленное в работе, последовательность действий при решении экспериментальных задач, характеристики и свойства веществ
Учащиеся должны уметь
- самостоятельно выполнять экспериментальные задачи, используя последовательность действий при решении задачи, составлять характеристику и свойства веществ, соблюдать правила безопасности при обращении с препаратами.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций.
Раздел 2. КИСЛОРОД. ВОДОРОД
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Физические и химические свойства кислорода как окислителя. Получение кислорода как окислительно- восстановительные реакции. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода как типичного восстановителя. Получение водорода в лаборатории как окислительно- восстановительные реакции. Получение водорода в промышленности.
Раздел 3. ВОДА. РАСТВОРЫ
Физические и химические свойства воды. Роль воды в окислительно- восстановительных реакциях. Растворы. Растворимость веществ в воде.
Раздел 4. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Оксиды. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов как окислителей и восстановителей. Получение оксидов как окислительно- восстанови- тельный процесс. Основания. Физические свойства оснований. Получение оснований как окислительно- восстановительный процесс. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот как окислителей. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей как окислителей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Раздел 5. СТРОЕНИЕ АТОМА. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома.
Раздел 6. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВ. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Металлическая связь.
Раздел 7. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно- восстановительных реакций.
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ |
Количество часов |
Введение |
||
1 |
Методы познания. Наблюдение. Эксперимент |
1 |
2 |
Моделирование |
1 |
3 |
Химический элемент и формы его существования |
1 |
4 |
Химические и физические явления |
1 |
5 |
Химические формулы простых и сложных веществ |
1 |
Формы существования химического элемента |
||
6 |
Атом – сложная частица |
1 |
7 |
Превращения химического элемента. Ядерные процессы. |
1 |
8 |
Состояние электрона в атоме. Заполнение энергетических уровней в атоме |
1 |
9 |
Взаимодействие атомов металлов и неметаллов. Ионы положительные и отрицательные. Ионная связь |
1 |
10 |
Взаимодействие атомов неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная неполярная и полярная химическая связь |
1 |
11 |
Взаимодействие атомов металлов. Обобществлённые электроны. Металлическая связь |
1 |
Вещества простые и сложные |
||
12 |
Металлы и неметаллы как элементы и простые вещества |
1 |
13 |
Степень окисления химических элементов. Химическая номенклатура. Составление названий бинарных соединений |
1 |
14 |
Составление формул бинарных соединений по степеням окисления химических элементов |
1 |
15 |
Оксиды. Гидриды. Летучие водородные соединения |
1 |
16 |
Гидроксид-ион. Основания |
1 |
17 |
Ион гидроксония. Кислоты |
1 |
18 |
Простые и сложные ионы. Соли |
1 |
Химические реакции |
||
19 |
Классификация химических реакций |
1 |
20 |
Реакции окислительно-восстановительные. Окислитель и восстановитель: окисление и восстановление |
1 |
21 |
Химические уравнения. Метод электронного баланса |
1 |
22 |
Окислительно-восстановительные реакции разложения |
1 |
23 |
Окислительно-восстановительные реакции соединения |
1 |
24 |
Реакции замещения как примеры окислительно- восстановительных реакций |
1 |
25 |
Реакции обмена как неокислительно-восстановительные реакции |
1 |
Химический практикум |
||
26 |
Практическая работа № 1. Реакции горения как окислительно- восстановительные |
1 |
27 |
Практическая работа № 2. Взаимодействия металлов с растворами кислот и солей как примеры окислительно-восстановительных реакций |
1 |
28 |
Практическая работа № 3. Окислительно-восстановительные реакции на примере химических свойств воды |
1 |
29 |
Практическая работа № 4. Окислительно-восстановительные реакции кислот |
1 |
30 |
Практическая работа № 5. Окислительно-восстановительные реакции оснований |
1 |
31 |
Практическая работа № 6. Окислительно-восстановительные реакции оксидов |
1 |
32 |
Практическая работа № 7. Окислительно-восстановительные реакции солей |
1 |
33 |
Практическая работа № 8. Важнейшие окислители и восстановители |
1 |
34 |
Обобщение знаний |
1 |
34 |