Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА БИОЛОГИЯ 5-9

РАЗДЕЛ 3. ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

9 КЛАСС (68 ч; из них 3 ч – резервное время)

1.

Биология в системе наук (2 ч)

Биология как наука

Определять место биологии в системе наук. Оценивать вклад различных учёных-биологов в развитие науки биологии

Методы биологических исследований. Значение биологии

Выделять основные методы биологических исследовании. Объяснять значение биологии для понимания научной картины мира

2.

Основы цитологии — науки о клетке (10ч) +1

Цитология — наука о клетке

Определять предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Объяснять значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук

Клеточная теория

Объяснять значение клеточной теории для развития биологии

Химический состав клетки

Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке

Строение клетки

Характеризовать клетку как структурную единицу живого. Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и готовых микропрепаратах основные части и органоиды клетки. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах

Особенности клеточного строения организмов. Вирусы. Лабораторная работа «Строение эукариотических

Объяснять особенности клеточного строения организмов. Выявлять взаимосвязи между

клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий»

строением и функциями клеток. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. Сравнивать строение эукариотических и прокариотических клеток на основе анализа полученных данных

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Объяснять механизмы регуляции процессов жизнедеятельности в клетке

3.

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч) + 1

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз

Определять самовоспроизведение как всеобщее свойство живого. Выделять существенные признаки процесса размножения, формы размножения. Определять митоз как основу бесполого размножения и роста многоклеточных организмов. Объяснять биологическое значение митоза

Половое размножение. Мейоз

Выделять особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов, Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения

Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Выделять типы онтогенеза (классифицировать)

Влияние факторов внешней среды на онтогенез

Оценивать влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Определять уровни приспособления организма к изменяющимся условиям

4.

Основы генетики (10ч)

Генетика как отрасль биологической науки

Определять главные задачи современной генетики. Оценивать вклад учёных в развитие генетики как науки

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип

Выделять основные методы исследования наследственности. Определять основные признаки фенотипа и генотипа

Закономерности наследования

Выявлять основные закономерности наследования. Объяснять механизмы наследственности

Решение генетических задач

Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать генетические задачи

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола

Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности. Объяснять хромосомное определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

Основные формы изменчивости организмов. Генотипическая изменчивость

Определять основные формы изменчивости организмов. Выявлять особенности генотипической изменчивости

Комбинативная изменчивость

Выявлять особенности комбинативной изменчивости

Фенотипическая изменчивость. Лабораторные работы «Описание фенотипов растений», «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой»

Выявлять особенности фенотипической изменчивости. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

5.

Генетика человека (2 ч)

Методы изучения наследственности человека. Практическая работа «Составление родословных»

Выделять основные методы изучения наследственности человека. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

6.

Основы селекции и биотехнологии (3ч)

Основы селекции. Методы селекции

Определять главные задачи и направления современной селекции. Выделять основные методы селекции. Объяснять значение селекции для развития биологии и других наук

Достижения мировой и отечественной селекции

Оценивать достижения мировой и отечественной селекции. Оценивать вклад отечественных и мировых учёных в развитие селекции

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Метод культуры тканей. Клонирование

Оценивать достижения и перспективы развития современной биотехнологии. Характеризовать этические аспекты развития некоторых направлений биотехнологии

7.

Эволюционное учение (8 ч) + 1

Учение об эволюции
органического мира

Оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологических наук и роль эволюционного учения. Объяснять сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов

Вид. Критерии вида

Выделять существенные признаки вида

Популяционная структура вида

Объяснять популяционную структуру вида. Характеризовать популяцию как единицу эволюции

Видообразование

Выделять существенные признаки стадий видообразования. Различать формы видообразования. Объяснять причины многообразия видов. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы

Борьба за существование и естественный отбор — движущие силы эволюции

Различать и характеризовать формы борьбы за существование. Объяснять причины борьбы за существование. Характеризовать естественный отбор как движущую силу эволюции

Адаптация как результат естественного отбора

Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида

Современные проблемы эволюции. Урок-семинар

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении

8.

Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни

Объяснять сущность основных гипотез о происхождении жизни. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Органический мир как результат эволюции

Выделять основные этапы в процессе возникновения и развития жизни на Земле

История развития органического мира.

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении

Происхождение и развитие жизни на Земле. Урок-семинар

9.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды (20 ч)

Экология как наука. Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к определённой среде обитания». Подготовка к проекту

Определять главные задачи современной экологии. Выделять основные методы экологических исследований. Выделять существенные признаки экологических факторов. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

Влияние экологических факторов на организмы. Лабораторная работа «Строение растений в связи с условиями жизни»

Определять существенные признаки влияния экологических факторов на организмы. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

Экологическая ниша. Лабораторная работа «Описание экологической ниши организма»

Определять существенные признаки экологических ниш. Описывать экологические ниши различных организмов. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

Структура популяции

Определять существенные признаки структурной организации популяций

Типы взаимодействия популяций разных видов

Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы

Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем

Выделять существенные признаки экосистемы. Классифицировать экосистемы. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности

Структура экосистем

Выделять существенные признаки структурной организации экосистем

Поток энергии и пищевые цепи

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ, круговорота веществ и превращений энергии в экосистеме. Составлять пищевые цепи и сети. Различать типы пищевых цепей

Искусственные экосистемы. Лабораторная работа «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)»

Выявлять существенные признаки искусственных экосистем. Сравнивать природные и искусственные экосистемы, делать выводы на основе сравнения. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе»

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности, сезонные изменения в живой природе

Экологические проблемы современности

Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах и биосфере. Овладеть умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем

Защита экологического проекта

Представлять результаты своего исследования. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнером важной информацией, участвовать в обсуждении

...Предыдущая В начало...


68