РАБОЧАЯ ПРОГРАММА БИОЛОГИЯ 5-9
РАЗДЕЛ 3. ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ |
|||
9 КЛАСС (68 ч; из них 3 ч – резервное время) |
|||
1. |
Биология в системе наук (2 ч) |
||
Биология как наука |
Определять место биологии в системе наук. Оценивать вклад различных учёных-биологов в развитие науки биологии |
||
Методы биологических исследований. Значение биологии |
Выделять основные методы биологических исследовании. Объяснять значение биологии для понимания научной картины мира |
||
2. |
Основы цитологии — науки о клетке (10ч) +1 |
||
Цитология — наука о клетке |
Определять предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Объяснять значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук |
||
Клеточная теория |
Объяснять значение клеточной теории для развития биологии |
||
Химический состав клетки |
Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке |
||
Строение клетки |
Характеризовать клетку как структурную единицу живого. Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и готовых микропрепаратах основные части и органоиды клетки. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах |
||
Особенности клеточного строения организмов. Вирусы. Лабораторная работа «Строение эукариотических |
Объяснять особенности клеточного строения организмов. Выявлять взаимосвязи между |
||
клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий» |
строением и функциями клеток. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. Сравнивать строение эукариотических и прокариотических клеток на основе анализа полученных данных |
||
Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке |
Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Объяснять механизмы регуляции процессов жизнедеятельности в клетке |
||
3. |
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч) + 1 |
||
Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз |
Определять самовоспроизведение как всеобщее свойство живого. Выделять существенные признаки процесса размножения, формы размножения. Определять митоз как основу бесполого размножения и роста многоклеточных организмов. Объяснять биологическое значение митоза |
||
Половое размножение. Мейоз |
Выделять особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов, Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения |
||
Индивидуальное развитие организма (онтогенез) |
Выделять типы онтогенеза (классифицировать) |
||
Влияние факторов внешней среды на онтогенез |
Оценивать влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Определять уровни приспособления организма к изменяющимся условиям |
||
4. |
Основы генетики (10ч) |
||
Генетика как отрасль биологической науки |
Определять главные задачи современной генетики. Оценивать вклад учёных в развитие генетики как науки |
||
Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип |
Выделять основные методы исследования наследственности. Определять основные признаки фенотипа и генотипа |
||
Закономерности наследования |
Выявлять основные закономерности наследования. Объяснять механизмы наследственности |
||
Решение генетических задач |
Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать генетические задачи |
||
Хромосомная теория наследственности. Генетика пола |
Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности. Объяснять хромосомное определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом |
||
Основные формы изменчивости организмов. Генотипическая изменчивость |
Определять основные формы изменчивости организмов. Выявлять особенности генотипической изменчивости |
||
Комбинативная изменчивость |
Выявлять особенности комбинативной изменчивости |
||
Фенотипическая изменчивость. Лабораторные работы «Описание фенотипов растений», «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой» |
Выявлять особенности фенотипической изменчивости. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов |
||
5. |
Генетика человека (2 ч) |
||
Методы изучения наследственности человека. Практическая работа «Составление родословных» |
Выделять основные методы изучения наследственности человека. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов |
||
6. |
Основы селекции и биотехнологии (3ч) |
||
Основы селекции. Методы селекции |
Определять главные задачи и направления современной селекции. Выделять основные методы селекции. Объяснять значение селекции для развития биологии и других наук |
||
Достижения мировой и отечественной селекции |
Оценивать достижения мировой и отечественной селекции. Оценивать вклад отечественных и мировых учёных в развитие селекции |
||
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Метод культуры тканей. Клонирование |
Оценивать достижения и перспективы развития современной биотехнологии. Характеризовать этические аспекты развития некоторых направлений биотехнологии |
||
7. |
Эволюционное учение (8 ч) + 1 |
||
Учение об эволюции |
Оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологических наук и роль эволюционного учения. Объяснять сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов |
||
Вид. Критерии вида |
Выделять существенные признаки вида |
||
Популяционная структура вида |
Объяснять популяционную структуру вида. Характеризовать популяцию как единицу эволюции |
||
Видообразование |
Выделять существенные признаки стадий видообразования. Различать формы видообразования. Объяснять причины многообразия видов. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы |
||
Борьба за существование и естественный отбор — движущие силы эволюции |
Различать и характеризовать формы борьбы за существование. Объяснять причины борьбы за существование. Характеризовать естественный отбор как движущую силу эволюции |
||
Адаптация как результат естественного отбора |
Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида |
||
Современные проблемы эволюции. Урок-семинар |
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении |
||
8. |
Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч) |
||
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни |
Объяснять сущность основных гипотез о происхождении жизни. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
||
Органический мир как результат эволюции |
Выделять основные этапы в процессе возникновения и развития жизни на Земле |
||
История развития органического мира. |
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении |
||
Происхождение и развитие жизни на Земле. Урок-семинар |
|||
9. |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (20 ч) |
||
Экология как наука. Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к определённой среде обитания». Подготовка к проекту |
Определять главные задачи современной экологии. Выделять основные методы экологических исследований. Выделять существенные признаки экологических факторов. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов |
||
Влияние экологических факторов на организмы. Лабораторная работа «Строение растений в связи с условиями жизни» |
Определять существенные признаки влияния экологических факторов на организмы. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов |
||
Экологическая ниша. Лабораторная работа «Описание экологической ниши организма» |
Определять существенные признаки экологических ниш. Описывать экологические ниши различных организмов. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов |
||
Структура популяции |
Определять существенные признаки структурной организации популяций |
||
Типы взаимодействия популяций разных видов |
Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы |
||
Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем |
Выделять существенные признаки экосистемы. Классифицировать экосистемы. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности |
||
Структура экосистем |
Выделять существенные признаки структурной организации экосистем |
||
Поток энергии и пищевые цепи |
Выделять существенные признаки процессов обмена веществ, круговорота веществ и превращений энергии в экосистеме. Составлять пищевые цепи и сети. Различать типы пищевых цепей |
||
Искусственные экосистемы. Лабораторная работа «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)» |
Выявлять существенные признаки искусственных экосистем. Сравнивать природные и искусственные экосистемы, делать выводы на основе сравнения. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов |
||
Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе» |
Наблюдать и описывать экосистемы своей местности, сезонные изменения в живой природе |
||
Экологические проблемы современности |
Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах и биосфере. Овладеть умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем |
||
Защита экологического проекта |
Представлять результаты своего исследования. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнером важной информацией, участвовать в обсуждении |
