РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
III. Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ п/п  |  Название темы  |  
Название раздела (количество часов)  |  |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов)  |  |
1.  |  Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»  |  
2.  |  Доклад «Деньги».  |  
3.  |  Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».  |  
4.  |  Творческое задание «Доходы семьи».  |  
5.  |  Работа со статистикой «Расходы семьи».  |  
6.  |  Викторина «Предметы первой необходимости».  |  
7.  |  Викторина «Товары длительного пользования».  |  
8.  |  Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».  |  
9.  |  Ролевая игра «Семейный бюджет».  |  
10.  |  Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».  |  
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов)  |  |
11.  |  Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».  |  
12.  |  Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».  |  
13.  |  Решение логических задач «Страхование».  |  
14.  |  Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».  |  
15.  |  Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».  |  
16.  |  Практическая работа «Принципы работы страховой компании».  |  
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)  |  |
17.  |  Мини-исследование «Налоги».  |  
18.  |  Аналитическая работа «Виды налогов».  |  
19.  |  Познавательная беседа «Социальные пособия».  |  
20.  |  Решение экономических задач «Социальные выплаты».  |  
21.  |  Проект «Государство – это мы».  |  
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов)  |  |
22.  |  Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».  |  
23.  |  Творческое задание «Банковские услуги».  |  
24.  |  Практическая работа «Вклады (депозиты)».  |  
25.  |  Деловая игра «Кредит. Залог».  |  
26.  |  Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».  |  
27.  |  Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».  |  
28.  |  Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».  |  
29.  |  Разработка бизнес-плана.  |  
30.  |  Решение практических задач «Валюта в современном мире».  |  
31.  |  Познавательная беседа «Валюта разных стран».  |  
32.  |  Мини-проект «Благотворительность».  |  
33.  |  Проект «Личный финансовый план».  |  
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)  |  |
34.  |  Конференция по курсу «Финансовая грамотность».  |  
6 класс (34 часа)
№ п/п  |  Название темы  |  
Название раздела (количество часов)  |  |
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа)  |  |
1.  |  Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора».  |  
2.  |  Решение экономических задач «Альтернативная стоимость».  |  
3.  |  Практическая работа «Сетка принятия решения».  |  
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа)  |  |
4.  |  Познавательная беседа «Частная собственность».  |  
5.  |  Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».  |  
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа)  |  |
6.  |  Познавательная беседа «Единоличное владение».  |  
7.  |  Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)».  |  
8.  |  Ролевая игра «Акционерное общество».  |  
9.  |  Мини-проект «Организация фирмы».  |  
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов)  |  |
10.  |  Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом».  |  
11.  |  Решение практических задач «Организация фирмы».  |  
12.  |  Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».  |  
13.  |  Творческое задание «Реклама».  |  
14.  |  Ролевая игра «Работа фирмы».  |  
15.  |  Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».  |  
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа)  |  |
16.  |  Работа с документами «Права потребителя».  |  
17.  |  Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права».  |  
18.  |  Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами».  |  
19.  |  Конкурс на самое экономное использование ресурсов.  |  
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа)  |  |
20.  |  Аналитическая работа «Закон спроса».  |  
21.  |  Решение экономических задач «Кривая спроса».  |  
22.  |  Практическая работа «Закон предложения».  |  
23.  |  Решение экономических задач «Кривая предложения».  |  
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа)  |  |
24.  |  Познавательная беседа «Рыночное равновесие».  |  
25.  |  Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».  |  
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа)  |  |
26.  |  Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит».  |  
27.  |  Практическая работа «Заем, виды займов».  |  
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа)  |  |
28.  |  Деловая игра «Работа банка».  |  
29.  |  Деловая игра «Я хочу взять кредит».  |  
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа)  |  |
30.  |  Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы».  |  
31.  |  Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».  |  
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа)  |  |
32.  |  Деловая игра  |  
33-34.  |  Конференция по курсу «Финансовая грамотность».  |  
7 класс (34 часа)
№ п/п  |  Название темы  |  
Название раздела (количество часов)  |  |
Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов)  |  |
1.  |  Дискуссия «Роль денег в нашей жизни».  |  
2.  |  Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?»  |  
3.  |  Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».  |  
4.  |  Творческая работа «Модель трех капиталов».  |  
5.  |  Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».  |  
Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов)  |  |
6.  |  Познавательная беседа «Основные понятия кредитования».  |  
7.  |  Практическая работа «Виды кредитов».  |  
8.  |  Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»  |  
9.  |  Решение экономических задач «Арифметика кредитов».  |  
10.  |  Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов».  |  
11.  |  Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов».  |  
12.  |  Круглый стол «Финансовые пирамиды».  |  
13.  |  Познавательная беседа «Ипотека».  |  
14.  |  Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».  |  
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа)  |  |
15.  |  Решение практических задач «Обмен валют».  |  
16.  |  Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод».  |  
17.  |  Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».  |  
Раздел 4. Инвестиции (6 часов)  |  |
18.  |  Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги».  |  
19.  |  Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги».  |  
20.  |  Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы».  |  
21.  |  Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»  |  
22.  |  Выступления учащихся «Депозиты и их виды».  |  
23.  |  Ролевая игра «Управляющие».  |  
Раздел 5. Страхование (4 часа)  |  |
24.  |  Творческая работа «Участники страхового рынка».  |  
25.  |  Аналитическая работа «Личное страхование».  |  
26.  |  Правовая консультация «Страховые накопительные программы».  |  
27.  |  Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».  |  
Раздел 6. Пенсии (3 часа)  |  |
28.  |  Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование».  |  
29.  |  Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы».  |  
30.  |  Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»  |  
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа)  |  |
31.  |  Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?»  |  
32.  |  Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».  |  
33.  |  Практическая работа «Социальный найм жилья».  |  
Раздел 8. Итоговая дискуссия (1 час)  |  |
34.  |  Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».  |  
8 класс (34 часа)
№ п/п  |  Название темы  |  
Название раздела (количество часов)  |  |
Раздел 1. Потребительская культура (3 часа)  |  |
1.  |  Познавательная беседа «Что такое потребительская культура».  |  
2.  |  Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы».  |  
3.  |  Круглый стол «Поговорим о культуре питания».  |  
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа)  |  |
4.  |  Познавательная беседа «Кто такой потребитель?»  |  
5.  |  Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация».  |  
6.  |  Интерактивная беседа «Психология потребителя»  |  
7.  |  Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».  |  
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (3 часа)  |  |
8.  |  Познавательная беседа «Что такое рынок?»  |  
9.  |  Ролевая игра «Виды и способы торговли».  |  
10.  |  Решение экономических задач «Дешевле только даром».  |  
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа)  |  |
11.  |  Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов».  |  
12.  |  Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов».  |  
13.  |  Деловая игра «Рациональный бюджет школьника».  |  
14.  |  Познавательная беседа «Каждый платит налоги».  |  
Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов)  |  |
15.  |  Мини-исследование «Источники информации».  |  
16.  |  Мини-проект «Реклама и ее виды».  |  
17.  |  Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».  |  
18.  |  Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши».  |  
19.  |  Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает».  |  
20.  |  Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».  |  
Раздел 6. Искусство покупать (5 часов)  |  |
21.  |  Практическая работа «Качество товаров».  |  
22  |  Круглый стол «Как покупать продукты питания?»  |  
23.  |  Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»  |  
24.  |  Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго».  |  
25.  |  Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять?»  |  
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа)  |  |
26.  |  Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами».  |  
27.  |  Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».  |  
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов)  |  |
28.  |  Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей».  |  
29.  |  Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей».  |  
30.  |  Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»  |  
31.  |  Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?»  |  
32.  |  Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»  |  
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час)  |  |
33.  |  Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся  |  
Раздел 10. Защита проектов (1 час)  |  |
34.  |  Защита проектов  |  
9 класс (34 часа)
№ п/п  |  Название темы  |  
Название раздела (количество часов)  |  |
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов)  |  |
Тема 1. Происхождение денег  |  |
1.  |  Дискуссия «Деньги: что это такое?»  |  
2.  |  Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»  |  
Тема 2. Источники денежных средств семьи  |  |
3.  |  Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»  |  
4.  |  Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»  |  
Тема 3. Контроль семейных расходов  |  |
5.  |  Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»  |  
Тема 4. Построение семейного бюджета  |  |
6.  |  Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?»  |  
7-8.  |  Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»  |  
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов)  |  |
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций  |  |
9.  |  Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»  |  
10.  |  Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»  |  
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния  |  |
11.  |  Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»  |  
12.  |  Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»  |  
13-14.  |  Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).  |  
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов)  |  |
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться  |  |
15.  |  Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца».  |  
16.  |  Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».  |  
17.  |  Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»  |  
Тема 8. Риски в мире денег  |  |
18.  |  Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?»  |  
19.  |  Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?»  |  
20-21.  |  Осуществление проектной работы.  |  
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов)  |  |
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи  |  |
22.  |  Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»  |  
23.  |  Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»  |  
Тема 10. Собственный бизнес  |  |
24..  |  Выступления учащихся «Что такое бизнес?»  |  
25.  |  Мини-проект «Как создать свое дело?»  |  
Тема 11. Валюта в современном мире  |  |
26.  |  Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»  |  
27.  |  Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»  |  
28-29.  |  Осуществление проектной работы.  |  
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов)  |  |
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи  |  |
30.  |  Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?»  |  
31.  |  Работа с документами «Какие налоги мы платим?»  |  
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости  |  |
32.  |  Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»  |  
33-34.  |  Конференция по курсу «Финансовая грамотность».  |  
