РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УДИВИТЕЛЬНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЯДОМ
Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Старая школа»
(АНО ПО «Старая школа»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«УДИВИТЕЛЬНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЯДОМ»
Ступень обучения (класс)основное общее образование 7 класс
2022
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «УДИВИТЕЛЬНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЯДОМ»
ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы учебного курса являются:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты;
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
- перечислять отличительные свойства живого;
- определять основные органы растений (части клетки);
- понимать смысл биологических терминов;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
- уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
Выпускник научится:
- распределять живые организмы на группы;
- распознавать простейших, грибов, растений и животных нашей местности;
- выявлять экологическую и хозяйственную роль живых организмов;
- выявлять причины болезней;
- оказывать первую помощь;
- осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения;
- оценивать новую информацию по биологическим вопросам;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять пошаговые действия при выполнении практических работ;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Выпускник получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Аукцион рассказов учащихся по теме «Что удивительно в природе?» («Что меня удивляет в природе»).
Тема 1. Экспедиция «Водоем и его обитатели»
Знакомство с информацией о водных обитателях Животный мир водной среды. Растительный мир водной среды. Животный и растительный мир вод Кемеровской области. Экскурсия на пруд Наблюдения за растениями, моллюсками, насекомыми. Ловля водных обитателей; рассматривание в кюветах; выпуск в воду. Экскурсия на пруд
Практическая работа
Проект «Удивительный мир водоемов»
Тема 2. Экспедиция «Багрец и золото лесов осенних»
Признаки осенней погоды. Изменения в жизни растений и животных осенью. Народные приметы осени по животным и растениям. Пауки; паутина, ее рассматривание, проверка на прочность; изображение паутины паука-крестовика.
Экскурсия в природу, сбор осенней листвы, плодов и ягод, подготовка их коллекций. Знакомство с произведениями живописи, литературы, музыки об осени. Поделки из природного материала
Экскурсия в краеведческий (этнографический) музей. Знакомство с поделками из природного материала. Музыкальные инструменты и породы деревьев, из которых они созданы. Создание собственной выставки. Сбор информации об удивительных качествах природных объектов, из которых сделаны экспонаты выставки.
Практическая работа Проект «Удивительный мир осени»
Тема 3. Экспедиция «В лесу родилась елочка»
Признаки зимы. Приспособления растений и животных. Народные приметы зимы по животным и растениям. Роль лесов. Разнообразие лесов. Экскурсия в смешанный или хвойный лес, лесопарк или парк. Изучение ели: форма кроны, характер ветвления, расположение хвои, формы шишек, особенности семян. Рассматривание хвои ели (в сравнении с другими хвойными породами), семян ели, приспособление их к распространению по насту. Подготовка праздника, посвященного елочке, для учащихся младшего возраста. Птицы зимой. Видовое разнообразие в Кемеровской области. Наблюдение за птицами. Птицы зимнего леса. Многообразие, красота, движение. Подкормка птиц. Сбор информации о наблюдаемых птицах (стихи, пословицы и поговорки, сказки, рассказы, информация научного характера). Создание фотографий, рисунков птиц. Подготовка к празднику птиц. Деревья зимой Ажурность зимних крон деревьев.
Экскурсия «Определение пород деревьев по форме крон, опавшим листьям и плодам».
Зарисовка крон деревьев. Изучение шероховатости и окраски коры деревьев.
Практические работы Проект «Роль лесов», «Птицы Кузбасса», «Народные приметы»
Тема 4. Экспедиция в весну. Изучение цветков и соцветий
Признаки весны. Жизнь растений и животных весной. Пробуждение растений Подснежники: красота и нежность цветов и соцветий. Мать-и-мачеха. Цветение ивы. Сбор информации об этих удивительных растениях. Строение цветка. Разнообразие соцветий. Пыльца цветов, ее значение Рассматривание пыльцы под микроскопом, зарисовка, сравнение. Роль пыльцы для самого растения и других организмов, влияние на человека.
Мох (лишайник), живущий на камне фундамента школы Выносливость и требовательность к условиям среды. Организм-«сфинкс». Прихоть и неприхотливость лишайников. Рассматривание под микроскопом, зарисовка.
Муравейник «Муравей — самый сильный из зверей». Наблюдение за муравейником, муравьями.
Исследование соответствия характеристик, данных в басне И. Крылова «Стрекоза и муравей», с реальными характеристиками насекомых. Экскурсия на школьный двор, в городской парк.
Практические работы Проекты «Растения весной», «Значение муравейников», «народные приметы весны»
Составление фотоотчета об экскурсиях. Составление стенда «Правила поведения в лесу
Экологические аспекты здоровья человека
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п п | Темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тема 1.Экспедиция «Водоем и его обитатели» | 8 |
3 | Тема 2.Экспедиция «Багрец и золото лесов осенних» | 8 |
4 | Тема 3. Экспедиция «В лесу родилась елочка» | 8 |
5 | Тема 4. Экспедиция в весну. Изучение цветков и соцветий | 9 |
34 |
.