Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УДИВИТЕЛЬНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЯДОМ

Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«УДИВИТЕЛЬНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЯДОМ»

Ступень обучения (класс)основное общее образование 7 класс

2022

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «УДИВИТЕЛЬНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЯДОМ»

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы учебного курса являются:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовывать свою деятельность;
  • определять её цели и задачи;
  • выбирать средства и применять их на практике;
  • оценивать достигнутые результаты;
  • формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
  • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • называть методы изучения применяемые в экологии;
  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
  • перечислять отличительные свойства живого;
  • определять основные органы растений (части клетки);
  • понимать смысл биологических терминов;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
  • уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

Выпускник научится:

  • распределять  живые организмы на группы;
  • распознавать простейших, грибов, растений и животных нашей местности;
  • выявлять экологическую и хозяйственную роль живых организмов;
  • выявлять причины болезней;
  • оказывать первую помощь;
  • осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения;
  • оценивать новую информацию по биологическим вопросам;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять пошаговые действия при выполнении практических работ;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Выпускник получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение
Аукцион рассказов учащихся по теме «Что удиви­тельно в природе?» («Что меня удивляет в природе»).

Тема 1. Экспедиция «Водоем и его обитатели»
Знакомство с информацией о водных обитателях  Животный мир водной среды. Растительный мир водной среды. Животный и растительный мир вод Кемеровской области. Экскурсия на пруд Наблюдения за растениями, моллюсками, насеко­мыми. Ловля водных обитателей; рассматривание в кюветах; выпуск в воду. Экскурсия на пруд
Практическая работа
Проект «Удивительный мир водоемов»

Тема 2. Экспедиция «Багрец и золото лесов осенних»
Признаки осенней погоды. Изменения в жизни растений и животных осенью. Народные приметы осени по животным и растениям. Пауки; паутина, ее рассматривание, проверка на прочность; изображе­ние паутины паука-крестовика.
Экскурсия в природу, сбор осенней листвы, плодов и ягод, подготовка их коллекций. Знакомство с произ­ведениями живописи, литературы, музыки об осени. Поделки из природного материала
Экскурсия в краеведческий (этнографический) музей. Знакомство с поделками из природного мате­риала. Музыкальные инструменты и породы деревь­ев, из которых они созданы. Создание собственной выставки. Сбор информации об удивительных качествах природных объектов, из которых сделаны экспона­ты выставки.
Практическая работа Проект «Удивительный мир осени»

Тема 3. Экспедиция «В лесу родилась елочка»
Признаки зимы. Приспособления растений и животных. Народные приметы зимы по животным и растениям. Роль лесов. Разнообразие лесов. Экскурсия в смешанный или хвойный лес, лесо­парк или парк. Изучение ели: форма кроны, харак­тер ветвления, расположение хвои, формы шишек, особенности семян. Рассматривание хвои ели (в срав­нении с другими хвойными породами), семян ели, приспособление их к распространению по насту. Подготовка праздника, посвященного елочке, для учащихся младшего возраста. Птицы зимой. Видовое разнообразие в Кемеровской области.  Наблюдение за птицами. Птицы зимнего леса. Многообра­зие, красота, движение. Подкормка птиц. Сбор ин­формации о наблюдаемых птицах (стихи, послови­цы и поговорки, сказки, рассказы, информация научного характера). Создание фотографий, рисунков птиц. Подготовка к празднику птиц. Деревья зимой  Ажурность зимних крон деревьев.
Экскурсия «Определение пород деревьев по фор­ме крон, опавшим листьям и плодам».
Зарисовка крон деревьев. Изучение шероховатос­ти и окраски коры деревьев.
Практические работы Проект «Роль лесов», «Птицы Кузбасса», «Народные приметы»

Тема 4. Экспедиция в весну. Изучение цветков и соцветий
Признаки весны. Жизнь растений и животных весной. Пробуждение растений Подснежники: красота и нежность цветов и со­цветий. Мать-и-мачеха. Цветение ивы. Сбор инфор­мации об этих удивительных растениях.  Строение цветка. Разнообразие соцветий. Пыльца цветов, ее значение Рассматривание пыльцы под микроскопом, зари­совка, сравнение. Роль пыльцы для самого растения и других организмов, влияние на человека.
Мох (лишайник), живущий на камне фундамента школы  Выносливость и требовательность к условиям среды. Организм-«сфинкс». Прихоть и неприхотли­вость лишайников. Рассматривание под микроскопом, зарисовка.
Муравейник «Муравей — самый сильный из зверей». Наблюдение за муравейником, муравьями.
Исследование соответствия характеристик, дан­ных в басне И. Крылова «Стрекоза и муравей», с ре­альными характеристиками насекомых. Экскурсия на школьный двор, в городской парк.
Практические работы Проекты «Растения весной», «Значение муравейников», «народные приметы весны»
Составление фотоотчета об экскурсиях. Составление стенда «Правила поведения в лесу

Экологические аспекты здоровья человека

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п п

Темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Тема 1.Экспедиция «Водоем и его обитатели»

8

3

Тема 2.Экспедиция «Багрец и золото лесов осенних»

8

4

Тема 3. Экспедиция «В лесу родилась елочка»

8

5

Тема 4. Экспедиция в весну. Изучение цветков и соцветий

9

34

В начало...

.

411