ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООП ООО
Автономная некоммерческая организация
профессионального образования
«Старая Школа»
(АНО ПО «Старая Школа»)
ПЛАН
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
План внеурочной деятельности обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного, основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Модель организации внеурочной деятельности школы – оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы. Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
Для реализации внеурочной деятельности в школе организована оптимизационная модель внеурочной деятельности. Она заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы.
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
-взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
-организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
-ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:
1.Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения.
2.Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочнойдеятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
3.Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности,предполагающийреализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний и интересов.
4.Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул.
5.Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта,используемого вобразовательном процессе.
6.Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха.
Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценногофизического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовныхценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способыдеятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоитьразнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное,бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно.
1. Духовно-нравственное направление
Цель | Формирование личности ребенка как гражданина ипатриота России с присущими ему ценностями, взглядами,ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; |
Задачи | - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм; — приобщение к культурным и нравственным ценностям народов, населяющих Россию; — укрепление нравственности—основанного на свободоволии духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; — формирование основ нравственного самосознания личности (совести) —способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; — принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей; — формирование основ российской гражданской идентичности; — пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; — формирование патриотизма и гражданской солидарности; — развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; — создавать психолого-педагогические условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания обучающихся; — развивать у каждого обучающегося потребность деятельности, приносящей пользу обществу и государству; — воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к истории и традициям родного края; — формировать у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека, в жизни всей страны; — воспитывать чувство гордости за героическое прошлое Родины, восхищение подвигами предков, их верностью Отечеству; -формировать сознательное отношение к своему здоровью как одной из важнейших человеческих ценностей; -развитие и совершенствование психологических качеств личности учащихся: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. |
Формы реализации программы | Проект «Ничто не забыто», праздничные концерты, урокиМужества, спартакиады, творческие конкурсы плакатов, рисунков, поделок и др. |
Ожидаемые результаты | Повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников, развитие потребности жить по законам добра и милосердия, уважать общечеловеческие ценности |
2. Общеинтеллектуальное направление
Цель | Создание условий, обеспечивающих интеллектуальноеразвитие личности школьника на основе развития егоиндивидуальности |
Задачи | - формирование навыков научно-интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; - формирование первоначального опыта практической преобразовательной, исследовательской и проектной деятельности |
Формы реализации программы | Олимпиады, конференции, конкурсы: - участие в предметных неделях; - экскурсии в музеи, на выставки, в планетарий, театры; |
Ожидаемые результаты | Организация занятости учащихся в свободное от учебывремя. Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальнойдеятельности, повышение мотивации к участию в викторинах,познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, вовнешкольных интеллектуально-творческих проектах.Использование портфолио для демонстрации достиженийшкольников. |
3. Социальное направление
Цель | Создание условий, обеспечивающих социальнуюактивность школьника на основе развития его индивидуальности. |
Задачи | -Формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; -формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; -становление гуманистических и демократическихценностных ориентаций; -формирование основы культуры межэтническогообщения; -формирование отношения к семье как к основероссийского общества; -воспитание у школьников почтительного отношенияк родителям, осознанного, заботливого отношения к старшемупоколению. |
Формы реализации программы | Семейные праздники для родителей, конкурсывидеороликов, профориентационные экскурсии, участие вэкологических, патриотических акциях. |
Ожидаемые результаты | Активное участие школьников в социальной жизни класса,города, республики. Развитие навыков сотрудничества спедагогами, родителями, сверстниками в решении общих проблем.Формирование и развитие чувства толерантности кодноклассникам. Повышение уровня социальной комфортности вколлективе. Развитие гражданской активности и социальныхинициатив. |
4. Общекультурное направление
Цель | Создание условий, обеспечивающих общекультурноеразвитие личности на основе развития его индивидуальности |
Задачи | -формирование ценностных ориентацийобщечеловеческого содержания; -становление активной жизненной позиции; -воспитание уважительного отношения к родителям,старшим, доброжелательного отношения сверстниками кмалышам; -расширение общего и художественного кругозораобучающихся младших классов, общей культуры, обогащениеэстетических чувств и развитие художественного вкуса; -развитие у школьников творческих способностей,фантазии, воображения через знакомство с различными областями искусства: изобразительное искусство, музыкальное искусство,театральное искусство, литературное искусство. |
Формы реализации программы | - школьный театр; - посещение спектаклей и концертов; - участие в конкурсах творческих работ и др. |
Ожидаемые результаты | Повышение уровня общей культуры школьников, развитиепотребностей соблюдать «золотые правила» этикета, повышать уровень своей культуры, расширять свои знания о культурныхценностях народов мира. |
5. Спортивно-оздоровительное направление
Цель | Создание условий, обеспечивающих становлениефизически здоровой личности школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи | -формирование культуры здорового и безопасногообраза жизни; -использованиеоптимальных двигательных режимовдля детей с учетомих возрастных, психологических и иных особенностей; -развитие потребности в занятиях физической культурой испортом. |
Формы реализации программы | - Спортивные праздники и спортивные игры; - смотр строя и песни; - конкурсы плакатов, рисунков «Мы за ЗОЖ»; — участие в соревнования по различным видам спорта. |
Ожидаемые результаты | - улучшение показателей физического здоровья; - формирование к негативному отношению к вреднымпривычкам; - умение вести здоровый образ жизни |
Внеурочная деятельность для обучающихся 5-9-х классов осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием занятий.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
Задача диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Объекты мониторинга:
1.Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями).
2.Личность самого воспитанника (вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне образовательной организации).
3.Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений).
Мониторинг осуществляется 1 раз в год (в конце учебного года):
1.Проводится анкетирование на выявление предпочтений, интересов внеурочных занятий.
2.Анализ востребованности занятий по критериям: массовость посещения; расширение спектра интересов учащихся; активность участия в проектной деятельности; динамика участия в выставках, школьных конкурсах, мероприятиях и т.п.
План внеурочной деятельности (по выбору) для 5-9 классов
Годовой план внеурочной деятельности
Направления внеурочной деятельности | Наименование курса | Количество часов в год | ||||
5А | 6А | 7А | 8А | 9А | ||
Спортивно-оздоровительное | Спортивные игры | 68 | 68 | 34 | 34 | 34 |
Духовно-нравственное | Клуб «Музеи. Парки. Усадьбы» | 34 | 34 | 34 | 34 | |
Богатство родного языка | 68 | 68 | ||||
За страницами учебника литературы | 34 | |||||
Уроки коммуникативного общения | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | |
Общеинтеллектуальное | За страницами учебника математики | 34 | 34 | 68 | 34 | |
За страницами учебника русского языка | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | |
Инфознайка | 34 | 68 | ||||
В мире экономики | 34 | |||||
Решение нестандартных задач по физике | 34 | 34 | ||||
Теория вероятности и статистики | 34 | |||||
Программирование | 68 | 68 | 34 | |||
Химический практикум | 34 | 34 | ||||
Введение в инженерную профессию | 34 | |||||
Математический практикум | 68 | |||||
Физический практикум по решению задач | 34 | |||||
Общекультурное | Дополнительные главы по истории | 34 | ||||
Социальные | Метапредметные и социальные проекты | 34 | 68 | 34 | 34 | 34 |
Всего часов | 309 | 377 | 377 | 343 | 344 |