Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

МУЗЫКА

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Музыка» (5-6 класс).

1. Рабочая программа основного общего образования по предмету «Музыка» в 5-6 классах.

2. Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и находится в органической связи с учебным предметом «Изобразительное искусство», а также с учебными предметами других предметных областей, такими, как «Литература», «Мировая художественная культура» и др. В процессе реализации программы применяются знания о человеке как части природы, человеке как носителе и создателе культуры. В то же время на уроках музыки происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, культуры общения со взрослыми и сверстниками, представителями разных национальностей, формируются навыки культуры устной речи.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

Преемственность содержания рабочей программы 5-6 классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

  • освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства - интонационной природы музыки, музыкальных стилей, особенностей произведений народного творчества, духовной музыки, классики и современной музыки;
  • включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;
  • расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;
  • формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся в результате освоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках

3. Нормативная основа разработки программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Программа «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 4 кл., 5-7 кл. Искусство: 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - М., Просвещение, 2011). Программа «Музыка» для основной школы (в издании для 5 - 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».

4. Количество часов для реализации учебной программы.

Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Музыка» на этапе основного общего образования составляет два года.
В настоящей рабочей программе на изучение предмета "Музыка" отводится:
в 5 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа в год;
в 6 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Итого 68 часов.
Урок по учебному предмету «Музыка» проходит один раз в неделю по одному часу. Продолжительность урока для 5 - 6 классов - 45 минут.

5. Дата утверждения.

Составитель: учитель музыки
Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения 29 августа 2019 года, согласована 29 августа 2019 года, утверждена 30 августа 2019 года.

6. Цель реализации программы.

Главная цель реализации программы основного общего образования определяется как воспитание гармоничной, творческой и интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией, высокими духовно-нравственными качествами, способностью к самостоятельному принятию сложных решений.
Как и другие предметы в средней школе, предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира, поэтому специфической целью реализации программы является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России;
  • воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной и коллективной хоровой деятельности;
  • формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;
  • приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);
  • воспитание культуры коллективного музицирования;
  • овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.

7. Используемые учебники и пособия.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Учебники для учащихся 5-7 классов. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. - М., Просвещение, 2012.
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 5-7 классов. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.– М., Просвещение, 2011.
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5-7 классы. Пособие для учителя. Сост. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. - М., Просвещение, 2004.
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка 5-7 классы» - CD mp3, М., Просвещение, 2009.
  • Методика работы с учебниками «Музыка» 5-7 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2012.

8. Используемые технологии и методы.

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания.
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие:

  • проблемно-поисковый;
  • исследовательский;
  • творческий (художественный);
  • метод учебного диалога;
  • наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
  • игровой и др.

Специальные методы музыкального обучения и воспитания определяются конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках музыки. К ним относятся следующие методы:

  • развития навыков хорового и сольного пения (А. В. Свешников, В. Попов, В. Соколов, Т.А. Жданова, К.К. Пигров (метод «внутреннего видения» - воспроизведения в сознании);
  • обучения слушанию музыки (методы музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы (забегания вперед и возвращения к пройденному), музыкальной драматургии, интонационно-стилевого постижения музыки, моделирования художественно-творческого процесса, художественного контекста);
  • развития навыков инструментального музицирования (методы импровизации, К. Орфа, усложнения творческих заданий);
  • формирования навыков элементарного сольфеджирования (П. Вейс, Ж. Шеве, М. Румер, Г. Струве);
  • активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность).

Предмет «Музыка» также предусматривает использование цифровых образовательных ресурсов: текстовые редакторы, редакторы создания презентаций.
Особенности реализации программы для детей с ОВЗ по предмету осуществляется с учетом особенностей их развития. Компенсация особенностей развития достигается путем доступности изложения материала, за счет включения в процесс обучения всех сохранных анализаторов, частой смены видов деятельности на уроке, разнообразия форм урочной деятельности.

9. Требования к уровню развития обучающихся.

Результаты изучения предмета «Музыка» приведены в разделе «Предметные результаты освоения учебного курса «Музыка». Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов.
В результате выполнения под руководством учителя практических видов деятельности (интонирование мелодии, пение, слушание) развиваются основы таких качеств, как уважение к культурному наследию, любознательность, эстетическое восприятие действительности, любовь к прекрасному, навыки наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; получение первоначального опыта хорового пения, разностороннее культурно-эстетическое развитие, адаптация в обществе.

10. Методы и формы оценки результатов освоения.

В процессе изучения предмета «Музыка» предусматривается текущий и итоговый контроль уровня подготовки учащихся в различных формах деятельности: хоровое, ансамблевое и сольное пение; драматизация; музыкально-пластическое движение; импровизация; умение составления вопросов (ученик-ученик) по теме урока или модуля, а также в форме тестового контроля.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКА
ПОДРОБНЕЕ

.

184