ГЕОГРАФИЯ 5-9
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«География» (5-9 класс).
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования отводится 280 часов . В том числе: в 5 классе – 34 часа, в 6 классе — 34 часа, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в 7 классе – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, в 8 и 9 классах — по 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа по географии (5 – 9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011, регистрационный номер 19644);
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО;
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
Рабочая программа рассмотрена на МО естественно-научного цикла 29 августа 2019 года, согласована 29 августа 2019 года, утверждена 30 августа 2019 года.
Цели и задачи учебного предмета:
- Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира.
- Познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира.
- Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования.
- Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношений к географии, как возможной области будущей практической деятельности.
- Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразности поведения в окружающей среде.
Рабочая программа имеет целью формирование универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.
Это позволяет формировать у учащихся:
- целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определённым законам взаимосвязанных природно- общественных территориальных систем;
- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнёрство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Ценностные ориентиры содержания географии:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Для реализации курса используется УМК:
Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD) Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.
Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.
«Конструктор» текущего контроля. География. 6 класс. Гусева Е.Е.
Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников
«Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.
Учебник. География. 7 класс. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
Электронное приложение к учебнику. География. 7 класс. (1 DVD) Мой тренажёр. География. 7 класс. Николина В.В.
«Конструктор» текущего контроля. География. 7 класс. Гусева Е.Е. Поурочные разработки. География. 7 класс. Николина В.В.
Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников
«Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.
Учебник. География. 9 класс. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.
Электронное приложение к учебнику. География. 9 класс. ( Мой тренажёр. География. 9 класс. Николина В.В.
«Конструктор» текущего контроля. География. 9 класс. Гусева Е.Е. Поурочные разработки. География. 9 класс. Николина В.В.
Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников
«Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно- следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Основные образовательные технологии
В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: проектное, объяснительно-иллюстративное обучение, элементы технологии программируемого обучения.
Форма контроля:
Тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа. Итоговый контроль в виде обобщающих уроков с использованием тестовых заданий.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГЕОГРАФИЯ 5-9
ПОДРОБНЕЕ
.