ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Старая школа»
(АНО ПО «Старая школа»)
ПОЛОЖЕНИЕ
О реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных технологий
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение (далее Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Уставом Образовательной организации и иными локальными нормативными актами ОАНО «Старая школа» (далее Школа).
1.2. Настоящее Положение определяет цели, порядок организации и условия применения в Школе электронного обучения (далее ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ) при реализации образовательных программ Школы.
1.3. Целями применения ЭО и ДОТ при реализации образовательных программ в Школе являются:
- повышение качества обучения за счёт применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;
- предоставление возможности освоения образовательных программ по месту нахождения, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, обучения по индивидуальному учебному плану; повышение уровня доступности качественного образования для различных категорий обучающихся с учётом их индивидуальных образовательных потребностей;
- повышение эффективности организации образовательного процесса и учебной деятельности обучающихся, в том числе усиление личностной направленности процесса обучения, интенсификации самостоятельной работы обучающихся, обеспечение открытого доступа к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающихся время;
- оказание информационно-методической поддержки участникам образовательных отношений;
- интенсификация использования научно-методического потенциала Школы.
1.4. Школа реализует образовательные программы или их части с применением электронного обучения и ДОТ во всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении различных видов учебных занятий, практик, организации самостоятельной работы - обучаемых, индивидуальных и групповых консультаций, текущего контроля успеваемости, промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. Для применения ЭО, ДОТ при реализации образовательных программ Школа на основе имеющейся нормативной базы обеспечивает разработку необходимых локальных нормативных актов.
1.5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Школы независимо от места нахождения обучающегося.
1.6. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
2. Основные понятия
2.1. Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
2.2. Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на - расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.3. Электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) - совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от их места нахождения. Электронные информационные ресурсы (далее —ЭИР) - источник информации, пользование которыми возможно только при помощи компьютера или подключенного к нему периферийного устройства.
2.4. Электронные образовательные ресурсы (далее - ЭОР) - совокупность представленных в электронно-цифровой форме средств обучения, включающих в себя структурированное предметное содержание (определяемое функциональным назначением и спецификой применения), которое представлено в стандартизированной форме, позволяющей осуществлять поиск ЭОР посредством технологической системы обучения.
2.5. Информационные технологии дистанционного обучения - технологии создания, передачи, хранения и воспроизведения (отображения) учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
2.6. Телекоммуникационная технология - вид дистанционной технологии обучения, базирующейся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения обучающихся учебными материалами и интерактивного взаимодействия между педагогическим работником и обучающимся.
3. Порядок организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и ДОТ
3.1. Содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми Школой, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных образовательных программ, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Организация образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных - технологий производится в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области образования и локальными актами Школы. При использовании ЭО, ДОТ по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные - образовательные стандарты, формирование - учебно- методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.
3.2. Электронное обучение и ДОТ при реализации основных образовательных программ могут использоваться как частично, так и полностью.
3.3. Применение ЭО, ДОТ при реализации образовательных программ или их части в Школе определяется наличием необходимых условий для обеспечения прав обучающихся на получение качественного образования, эффективности обучения путём наиболее полного и точного согласования требований федерального государственного образовательного стандарта, требования к результатам освоения образовательных программ и возможностей обучающихся. Использование в образовательном процессе ЭО, ДОТ должно обеспечивать реализацию в полном объёме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным - требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям и возможностям, интересам и потребностям обучающихся.
3.4. Обучение с применением - электронного обучения, дистанционных образовательных технологий по отдельным предметам, курсам, дисциплинам учебного плана, осуществляется только при наличии необходимой материально- технической базы, учебно-методического и кадрового обеспечения, а также доступа к электронным и информационным образовательным ресурсам, необходимым для качественного освоения соответствующей образовательной программы.
3.5. Реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, ДОТ может проводиться только при наличии в Школе созданных условий для функционирования электронной информационно- образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся.
3.6. Выбор предметов для изучения с использованием ЭО и ДОТ осуществляется совершеннолетними обучающимися или родителями (лицами, их заменяющими) несовершеннолетних обучающихся по согласованию с администрацией Школы.
3.7. Если в договоре на предоставление образовательных услуг не указано что обучение ведется с с применением ЭО, ДОТ то перевод на такое обучение впоследствии производится приказом директора Школы на основании заявления совершеннолетнего лица или родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних лиц, в котором определяются класс (год) обучения, перечень выбранных для изучения предметов учебного плана, периодичность и формы промежуточного и итогового контроля знаний.
3.8. Обучение с применением ЭО, ДОТ предусматривает:
- значительную долю самостоятельных занятий обучающихся
- методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны Школы;
- регулярный систематический контроль и учёт знаний обучающихся.
3.9. При использовании ЭО, ДОТ Школа обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала у учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы, который включает в себя: |
- учебный план обучающегося;
- программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса);
- учебники по предмету (дисциплине, учебному курсу);
- практикум или практическое пособие;
- методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса);
- тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, организации самоконтроля, текущего контроля;
- электронные учебные курсы;
- электронные ресурсы с доступом по сети Интернет.
3.10. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения ДОТ Школа самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, ДОТ.
3.11. После зачисления на обучение с использованием ЭО, ДОТ обучающимся передаются необходимые учебные и методические материалы, ориентированные преимущественно на самостоятельное изучение, либо предоставляется сетевой доступ к ним.
3.12. Все учебные и методические материалы передаются в личное пользование обучающегося без права их тиражирования или передачи их третьим лицам и организациям.
3.13. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ Школа:
- обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, административно- хозяйственных работников Школы по дополнительным профессиональным программам;
- оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе и форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- самостоятельно определяет объём аудиторной нагрузки и соотношение объёма занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся и учебных занятий с применением ЭО, ДОТ, допускается отсутствие аудиторных занятий.
Соотношение объёма учебных занятий с применением ЭО, ДОТ или путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся является исключительной прерогативой Школы и определяется с учётом индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося (группы обучающихся). Соотношение объёма занятий с использованием ЭО, ДОТ определяется рабочей программой учебной дисциплины.
3.14. Школа доводит до сведения участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе обеспечивает открытость информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся).
3.15. При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ Школа обеспечивает ведение учёта и осуществление хранения результатов образовательного процесса и внутреннего документооборота на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.07.2006 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 6.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
4. Права и обязанности участников образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ
4.1. Участниками образовательного процесса в системе ЭО являются: обучающиеся, педагогический персонал, сетевой тьютор.
4.2. Родители (законные представители обучающегося , поддерживающие поучение ребёнком образования с применением ЭО, ДОТ, берущие на себя ответственность за выполнение требований локальных актов Школы, регламентирующих образовательный процесс с применением ЭО, ДОТ).
4.3. Сетевой тьютор - компетентный специалист (учитель, тьютор, классный руководитель или другой ответственный работник), осуществляющий контроль связи: ученик - педагог - сетевой тьютор - родитель. Он обеспечивает:
- взаимодействие с педагогом; организация своевременной помощи обучающимся и участие в обсуждении их проблем и процессов;
- организацию контроля выполнения обучающимися графика учебного процесса;
- оказание помощи обучающимся в правильном применении учебно- методического сопровождения обучения;
- определение стратегии и тактики внедрения ЭО, ДОТ, планирует, контролирует, анализирует деятельность участников образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ.
Сетевой тьютор, ответственный за реализацию обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в Школы:
- выясняет и анализирует востребованность дистанционного обучения обучающимися по структурным подразделениям Школы;
- формирует единую заявку из числа обучающихся Школы на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ;
- формирует расписание занятий;
- контролирует процесс дистанционного обучения, в том числе детей- инвалидов, обучающихся с ОВЗ;
- подводит итоги дистанционного обучения.
4.4. Педагог - педагогический работник, учитель- предметник или другой ответственный работник). Основная функция - осуществляет непосредственное ведение электронного обучения с использованием ресурсов и технологий Интернет, способный эффективно организовать взаимодействие обучающихся в учебном процессе с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет, осуществляющий непосредственно в Школе обучающие, воспитательные, организационные и методические функции, для этого обеспечивает:
- организацию учебного процесса с применением ЭО, ДОТ;
- разработку и корректировку материалов учебного занятия в соответствии с учебной программой конкретной учебной дисциплины, а также в соответствии с учебной программой конкретной учебной дисциплины, а также в соответствии с решением методической комиссии, экспертной оценкой, мнениями тьютора и запросами обучающихся;
- Планирование содержания и результатов каждого учебного блока и учебного занятия;
- осуществление оценочной деятельности, организации контроля и проверки работ обучающихся, подведение итогов освоения пройденной темы, фиксация текущей успеваемости каждого обучающегося в электронном журнале;
- проведение учебных занятий с использованием ДОТ, очных встреч, консультаций с обучающимися.
4.5. Методическая комиссия (малый педагогический совет) - временный коллектив педагогов, формируемый сетевым тьютором или администрацией школы, для обсуждения ключевых методических проблем, выработки критериев оценок, организации и проведения проверок ученических работ.
4.6. Администрация Школы - обеспечивает необходимые условия для обучения с применением ЭО, ДОТ, руководство и контроль над качеством образовательного процесса:
- ведет учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот;
- выявляет потребности обучающихся и их законных представителей в обучении с использованием дистанционных образовательных технологий;
- принимает с Педагогическим советом Школы решение об использовании обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
- включает часы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в учебные расписания зданий Школы;
- обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников к учебно- методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий;
- устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий;
- организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала для обеспечения использования дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- обеспечивает утверждение на Педагогическом совете разрабатываемых в Школе курсов с использованием дистанционных образовательных технологий;
- учитывает результаты обучения учащихся в сети на основе представленных педагогами данных при аттестации по окончании года;
- осуществляет контроль за качеством обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
4.7. Квалификационные требования и должностные обязанности сетевого тьютора и педагога устанавливаются должностной инструкцией.
4.8. Педагогические работники - участники образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ обладают всеми правами и социальными гарантиями, предусмотренными для педагогических работников образовательных учреждений. Права, обязанности и ответственность педагогических и иных работников Школы, обеспечивающих образовательный процесс с применением ЭО, ДОТ, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами Школы, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
4.9. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом Школы и иными предусмотренными уставом локальными актами.
4.10. Обучающиеся по системе электронного обучения имеют все права, предусмотренные законодательством об образовании.
4.11. Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу с применением ЭО, ДОТ, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе, посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы и в установленные сроки.
4.12. Родители (иные законные представители) обучающихся и сами обучающиеся, участвующие в системе электронного обучения с применением ДОТ, имеют право знакомиться с порядком проведения и содержанием ЭО, ДОТ и конкретных ЭОР, давать предложения по совершенствованию образовательного процесса в ходе электронного обучения.
5. Техническое обеспечение использования дистанционных образовательных технологий в структурных подразделениях Школы
5.1. Учебный процесс с использованием ЭО, ДОТ в зданиях Школы обеспечивается следующими техническими средствами:
- программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса;
- локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.
5.2. Техническое обеспечение обучающегося с использованием ЭО, ДОТ, в период длительной болезни или при обучении на дому.
Обучающиеся дома должны иметь:
- персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео; - стабильный канал подключения к Интернет;
- программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами;
- сканер
6. Требования к формированию электронной информационно- образовательной среды
6.1. Составными элементами электронной информационно - образовательной среды Школы являются:
6.1.1. Электронные информационные ресурсы Школы:
официальный сайт Школы;
- образовательная платформа (ОП);
- базы учебных планов по всем образовательным программам;
- персональное цифровое портфолио обучающегося;
- базы творческих работ обучающихся;
- база индивидуальных учебных планов
6.1.2. Электронные образовательные ресурсы:
- электронные учебно-методические комплексы (УМК);
- программные и учебно-методические материалы в электронном виде и (или) на бумажных носителях;
- электронные учебники;
- вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле - лекций, слайд-лекций и аудио-лекций;
- обучающие компьютерные программы;
- лабораторные работы;
- тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга;
- базы вопросов промежуточной аттестации;
- тексты по списками основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы;
- методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся;
7. Освоение программы
7.1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования) с применением ЭО, ДОТ, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определённых учебным планом, и в порядке, установленном Школой.
7.2. Требования к аттестации обучающихся, в том числе обучающихся с применением ЭО, ДОТ, определяются федеральными государственными образовательными стандартами и регулируются Локальными актами Школы с учётом следующего:
7.2.1. Школа самостоятельно определяет порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации.
Текущая и промежуточная аттестация могут проводиться учителями педагогами дистанционно на основе реальных результатов обучения.
7.2.3. Итоговая аттестация может проводиться как с применением дистанционных технологий так и без них.
7.2.4. Участие обучающихся в консультациях не аттестуется, но отмечается в электронном журнале.
7.2.5. Самостоятельная работа обучающихся в дистанционной форме проверяется в обязательном порядке и оценивается педагогом.
7.2.6. Практические и лабораторные работы оцениваются по схеме, разработанной педагогом и утверждённой педагогическим советом. Результаты также фиксируются в электронном журнале.
7.2.7. Годовые оценки обучающихся выставляются с учётом результатов выполненных работ по предмету. Результаты аттестации фиксируются в электронном журнале.
7.3. По завершении освоения имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, проводится государственная итоговая аттестация, порядок проведения которой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если Законом не установлено иное.
7.4. К государственной итоговой аттестации - допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности в полном объёме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
7.5. Выпускникам Школы, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаётся документ государственного образца об уровне образования, в который включаются дисциплины, изученные обучающимся, в том числе - с применением ЭО, ДОТ.