РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗО
Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Старая школа»
(АНО ПО «Старая школа»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Ступень обучения (класс)основное общее образование 5-6 классы
2022
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально - ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Выпускник научится:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
- определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
- различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
- понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально - нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
- передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
- сознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
- понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
- понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно - творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
- различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Выпускник научится:
- определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
- применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля;
- применять компьютерные технологии в собственной художественно - творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
- понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Класс | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | Основные виды учебной |
5 класс | «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» |
|
6 класс | «Изобразительное искусство в жизни человека» |
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел программы, темы | Кол-во часов по классам | Формы контроля |
класс | |||
5 класс | «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» |
| |
«Древние корни народного искусства» | 9 | ||
«Связь времён в народном искусстве» | 7 | ||
«Декор, человек, общество, время» | 9 | ||
«Декоративное искусство в современном мире» | 9 | ||
Итого | 34 | ||
6 класс | «Изобразительное искусство в жизни человека» | ||
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | 9 | ||
«Мир наших вещей. Натюрморт» | 7 | ||
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» | 9 | ||
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» | 9 | ||
Итого | 34 |