Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040535, рег. №77Л01. Свидетельство о государственной аккредитации №004958.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗО

Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Старая школа»

(АНО ПО «Старая школа»)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Ступень обучения (класс)основное общее образование 5-6 классы

2022

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально - ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
  • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры Отечества;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства
  • осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Выпускник научится:

  • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
  • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
  • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
  • различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:

  • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
  • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально - нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
  • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
  • сознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
  • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:

  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
  • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
  • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно - творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
  • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:

  • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

  • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Выпускник научится:

  • определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
  • применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля;
  • применять компьютерные технологии в собственной художественно - творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
  • понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Класс

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Основные виды учебной
деятельности

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека»
Древние корни народного искусства. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Внутренний мир русской избы. Народные праздничные обряды.
Связь времён в народном искусстве. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городская роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире. Современное выставочное искусство.

  • восприятие произведений
    искусства;
  • художественное
    конструирование;
  • индивидуальные и коллективные;
    практические творческие работы.

6 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека»
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Программа учебного предмета. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира. Натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. Портрет. Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Великие портретисты прошлого. Человек и пространство в изобразительном искусстве. Человек и пространство. Пейзаж Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива. Язык и смысл

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел программы, темы

Кол-во часов по классам

Формы контроля

класс

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека»

  • художественно - творческие задания;
  • проектные задания;
  • устные индивидуальные и фронтальные опросы;
  • тестирование художественно - творческих способностей;
  • рисунок;
  • викторины;
  • кроссворды;
  • отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

«Древние корни народного искусства»

9

«Связь времён в народном искусстве»

7

«Декор, человек, общество, время»

9

«Декоративное искусство в современном мире»

9

Итого

34

6 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека»

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

9

«Мир наших вещей. Натюрморт»

7

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

9

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»

9

Итого

34

В начало...

337